1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №175 (1819) за 06.08.2004

НА ДАЧЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗЕЛЕНЫЙ... АСФАЛЬТ

Сады Семирамиды известны как одно из семи чудес света. Но мало кто знает, что их дорожки были залиты… самым настоящим асфальтом. До нашей эры его называли "иудейской смолой", ибо впервые стали использовать в Земле Обетованной. А сегодня удовольствие, позволяющее в любую погоду не месить грязь на даче или близ загородного дома, доступно и частным лицам.

Как нужно действовать, мы узнали у директора Киевского асфальтобетонного завода Владимира Фомичева. Чтобы асфальт, уложенный летом или осенью, не начал трескаться, едва сойдет снег, сперва надо подготовить так называемое "корыто" — слой из 20 см песка, 10 см щебенки, бетонный бордюр. Потом кладут асфальт: для дачи лучше использовать мелкозернистый "песочный", толщины покрытия в 5 см достаточно. Кстати, асфальт может быть любого цвета, от черного до… белого. Белым покрытие делает мраморная крошка, серым, красным, рыжеватым и даже зеленым — гранитный отсев, добавляемый в битум. Выбор цвета ограничен местностью, где расположено предприятие. К примеру, в Киеве работают с красными житомирскими гранитами, а вокруг коттеджа на Днепропетровщине можно уложить и зеленый асфальт, под цвет газона. Реально доставить зеленый отсев и в Киев, но это накладно для заказчика.

Расстояние, на которое допустимо перевозить горячий асфальт летом — до 150 км. Но везти его так далеко не согласилась ни одна из фирм, предлагающих подобные услуги: максимум 30 км от Киева, ответили нам. Впрочем, большинство дач и коттеджей располагается в этом радиусе. Теперь подсчитаем, во что обойдется такой комфорт. Если на участке размером 20х30 м заасфальтировать дорожки между основными постройками, территорию вокруг дома и место для подъезда и стоянки автомобиля, выйдет около 100 кв. м. Это — минимум, начиная с которого исполнители соглашаются работать из расчета 60—70 грн. за кв. м уложенного асфальта. Если площадь меньше, расценки возрастают в 1,5—2 раза. Можно сэкономить, купив материал у изготовителя и сделав под дорожками, где нагрузка минимальна, "подушку" вдвое тоньше, чем возле дома и гаража. Толщину асфальта уменьшать не стоит, от нее зависят качество и долговечность покрытия. Песок продадут на любой базе стройматериалов по 10—12 грн./т. Понадобится его около 20 т. Щебень на асфальтобетонном заводе — 40 грн./т, "песочный" асфальт — до 200 грн./т, а более дешевый — до 170. Щебенки надо примерно 10 т, асфальта — около 7. Можно сэкономить на бордюрах, заменив их "зубчаткой" из кирпичей. На транспортные расходы уйдет 10% от стоимости материалов. Без бордюров материалы "потянут" на 2200—2300 грн., с бордюрами — минимум на 1000 грн. больше. Найти рабочих и механизмы несложно: на заводе наверняка подскажут адреса таких фирм. В итоге удастся сэкономить до 20% стоимости, то есть, асфальтирование 1 кв. метра обойдется в 48—56 грн.