1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №180 (1824) за 12.08.2004

"НЕ НУЖНО ОТКРЫВАТЬ КОМУ-ТО ГЛАЗА, ОСОБЕННО КОГДА ТЕБЯ НЕ ПРОСЯТ"

Для многих зрителей, которые видят актера только в кино или театре, его душевные трансформации кажутся внезапными и странными. Когда-то мы писали о том, что Ирина Муравьева, отказавшись от съемок в кино и интервью, пришла в церковь. Сегодня предлагаем интервью с актером Евгением Стебловым, так же внезапно для публики пришедшим в веру. Мы попытались узнать, что же стало причиной таких резких изменений в мировоззрении в уже зрелом возрасте.

"Я ОТНОШУСЬ К ЗАВИСТНИКАМ КРАЙНЕ БЕРЕЖНО"

— Евгений Юрьевич, вы верите в небесные силы?

— Естественно!

— Почему естественно?

— Ну, потому что я верующий человек.

— Но не все же верят, поэтому это могло бы быть и неестественно.

— Ну, смотря в какие небесные силы.

— В своей книге вы описали случай, когда, сидя на земле, вы почувствовали небо, связь с ним. А затем больше такое не повторялось.

— Да, было такое переживание. Но, думаю, это не связано с возрастом. Это промысел Божий. Не мне судить об этом. Когда Господь считает, что надо кому-то что-то приоткрыть, он приоткрывает. В Евангелии сказано: "Кто рожден свыше, тот имеет шанс для этого, а если человек не рожден свыше, он никогда не поверит, — убеждай его, не убеждай". Очевидно, я всегда был верующим, даже когда не понимал этого. Я крещение принял в тридцать три года, но меня всегда в детстве тянуло к церкви, я жил около церкви, гулял рядом. Меня воспитывали пионером, забивали голову атеистическим сознанием, помню, как приехал в Троице-Сергиеву лавру и по глупости доказывал какой-то бабушке, что Бога нет. Сейчас я понимаю, что не нужно открывать кому-то глаза. Люди, только что пришедшие к Богу, они, как и я в свое время, спешат со всеми поделиться этим. Мол, как же вы не видите этого? Позже я понял, что это совершенно не нужно. Особенно когда тебя не просят.

— Как преодолевали разочарования молодости?

— До тех пор, пока не было опоры в вере, очень помогало творчество. Оно подменяло негативные эмоции.

— А вера способна заменить все?

— Конечно! Вера выше творчества.

— Зачем же тогда творчество?

— Если бы мы были ангелами, нам и не нужно было бы человеческое творчество. У каждого в жизни свое предназначение, каждый должен чувствовать свою колею и пахать. Господь каждому выделил свою делянку — вот и работай на ней. То, что вера выше творчества, не надо понимать очень буквально. Если тебе Господь дал такое занятие, дал такую судьбу, все устроил, то ты должен вкалывать, трудиться и стараться не поддаться на какие-то искушения.

— Вы никогда не чувствовали по отношению к себе зависти со стороны коллег?

— Испытывал. Зависть и ревность это то, что, к сожалению, свойственно театральной и кинематографической сферам. Но я отношусь к завистникам крайне бережно и доброжелательно и, наоборот, стараюсь как-то ответить этим людям добром, успокоить их. Ведь, понимаете, ревнуют и завидуют люди, которые не понимают такой простой в какой-то степени вещи, что дарование это один дар Божий, а мера удачи или мера успеха это другой дар Божий. Они не вытекают один из другого, это совершенно параллельные дары, которые могут и не сочетаться в одной личности. Для меня ревновать — бессмысленно. Я вообще никогда никому не завидовал. Разве что белой завистью, — с восторгами. Это даже, скорее, не зависть, а нормальное желание достичь того же. Это приглашение вдохновения, заразительность. Я слишком рано вошел в кино, потом в театр, сразу играл центральные роли. Но это не моя заслуга, просто так сложилось. Я ничего не достигал системой медленных и постепенных шагов. Моим делом было только отвечать предопределению свыше и не лениться.

"В ДЕТСТВЕ Я ПЕРЕОДЕВАЛСЯ В СТАРУХУ И ШЕЛ НА ПАПЕРТЬ"

— Вы любите розыгрыши?

— Только если говоришь с человеком на одном языке, когда близкое ощущение юмора.

— А сами разыгрываете?

— Больше по молодости. Артист без озорства не может. Я еще в детстве гримировался, переодевался в старуху и ходил в церковь, стоял на паперти с протянутой рукой. Но это даже не розыгрыш, это, скорее, трансформация. Однажды на кинофестивале в "Артеке" мы с приятелем разыграли коллег. Все делегации жили на корабле, причаленном к пристани, и мы организовали сообщение по радио, что завтра в такое-то время от причала отходит автобус на закладку "Аллеи звезд". И вот мы с третьей палубы смотрели, кто считает себя звездой и кто придет. Некоторые пришли сразу, некоторые медлили, выжидали, как сложится ситуация. Последним пришел Слава Брондуков, милейший человек, царство ему небесное... Было занятно смотреть, как люди себя оценивают.

— Евгений Юрьевич, а вот если бы вы лично встретились с Господом...

— А это невозможно!

— Я понимаю. Но если предположить такую встречу, что бы вы спросили, о чем бы говорили?

— Я бы только молил Бога, чтобы было так, как тебе нужно, Господи, а не так, как мне.

— Разве своих желаний нет в жизни?

— Как-то стараюсь их не культивировать. Если говорить тогда о смысле жизни, я только могу консолидироваться с ответом Серафима Саровского: "Стяжание Духа Святаго — вот в чем смысл жизни и ради чего стоит жить". Это, конечно, очень высокая цель, и я ни в коем случае не претендую на то, что мне это удастся. А все остальное — оно как бы прилагается к этому. Смысл жизни человека не в самовыражении.

— А разве на сцене вы не самовыражаетесь?

— Когда-то, в молодости, самовыражение было для меня целью. Сейчас — нет. Я не лукавлю и скажу, что, с одной стороны, мне грех жаловаться, но, с другой стороны, сколько я себя помню, всегда думал: "А кто же я такой? Артист ли я? Литератор? Или режиссер?" И никакого утвердительного окончательного ответа дать себе не мог. А когда понял, что я просто человек, который обрел веру, то стало намного легче. Вот это главное! Это очень близко к тому, что переживали Гоголь и Толстой. Я не ассоциирую себя с ними, не считаю, что, поняв это, нужно бросать заниматься творчеством. Наоборот, через творчество ты можешь поделиться этим с другими людьми. Здесь есть некоторый элемент духовного целительства. Ведь ты создаешь определенное творческое пространство, и кому-то в этом пространстве хорошо — как зрителю, как читателю.

"ОТ ГРУСТИ СПАСАЮСЬ МОЛИТВАМИ"

— Вы говорите, надо делать то, что Богу угодно. Но ведь "На Бога надейся, а сам не плошай".

— Так я и не плошаю. Когда я чувствую ситуацию и вижу, что она идет ко мне в руки, я и не плошаю. Я вообще, всегда стараюсь быть готовым к этому вызову.

— А вы верите в случай?

— Нет. Так как я верю в Бога, то в случай не верю. Я верю в закономерность, конечно. Хотя и не жду ее. Были моменты раньше — ждал, а сейчас не жду. Вот есть артисты, у которых нет работы, они переживают, беспокоятся. Я их понимаю, но у меня нет такого состояния.

— Им семьи надо кормить, детей.

— Господь сказал: "Не думайте об этом. Живите, как птицы небесные". Вы уж сами эту тему затронули, и я вам более того скажу, причем исключительно о себе, не применительно к другим, потому что это у каждого индивидуально. У меня уже сколько раз было: как только я возьмусь за что-то из-за денег, так ни денег не будет, и ситуация эта уйдет в песок. А когда я берусь за дело ради творческой или еще более высокой мотивации, тогда Господь, как говорится, деньги даст на пропитание.


ФИЛЬМОГРАФИЯ

"Вас вызывает Таймыр"
"Раба любви"
"Принцесса на горошине"
"По семейным обстоятельствам"
"Несколько дней из жизни Обломова"
"Не забудьте выключить телевизор"