1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №182 (1826) за 14.08.2004

В КИЕВСКОМ ЯХТ-КЛУБЕ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ПИТЬ И КУРИТЬ

В 1887 года министр внутренних дел Российской империи утвердил в Киеве яхт-клуб, который стал одним из самых любимых мест времяпрепровождения горожан. Инициаторами создания клуба выступили профессора университета Федор Гарнич-Гарницкий и Александр Ринек, а также инженер-гидротехник Николай Максимович. К ним присоединились еще несколько десятков киевских спотсменов-аматоров-ученых, инженеров и промышленников. Учредительное заседание яхт-клуба состоялось в помещении Дворянского собрания.

Как и любое другое заведение, клуб "жил" по собственному уставу. В частности, его членами могли стать совершеннолетние мужчины всех сословий, кроме солдат, студентов и юнкеров. Главным же заданием клуба было развитие массового водного спорта, усовершенствование частного "малого флота" Киева и, конечно, организация активного отдыха.

Буквально сразу на специальной верфи началось строительство весельных и парусных кораблей — они должны были служить примером для всех аматоров речных прогулок. И уже 15 мая 1888 года открылась первая навигация клуба. Кстати, в тот же день состоялась первая в истории города на Днепром парусная регата (правда, при участии всего троих яхт), которую выиграл известный промышленник Семен Могильовцев.

Строение яхт-клуба появилось в северной части Труханова острова и стало центром культурно-массового комплекса, в который входил уютный парк с цветниками и летний павильон с недорогим буфетом, где подавались чай, кофе, какао, мороженое и прохладительные напитки. Спиртным, между прочим, не торговали принципиально, и просили публику воздерживаться от курения. Интерес для посетителей представляли также большой тир, кегельбан, купальни, теннисный корт. Посему неудивительно, что остров облюбовала городская аристократия: едва на флагштоке клуба поднимался адмиральский флаг, киевляне устремлялись туда.

Здесь-таки размещалась верфь-мастерская, два эллинга и электростанция. А возле прибрежного флагштока стояла пушка для гоночных сигналов и салюта, подаренная клубу Михаилом Драгомировым.

Особенное внимание уделялось детишкам, для которых устраивались квалифицированные занятия по плаванию, гимнастике, а зимой — катанию на коньках. Кроме того, в парке яхт-клуба действовали разнообразные аттракционы. Ежегодно 30 мая, в день рождения первого навигатора России Петра I, проходил детский праздник, после которого следовали ночная прогулка по реке и фейерверк.

За 30 лет дореволюционной деятельности Киевский яхт-клуб построил около 300 суден, завоевавших ряд призов на всероссийских выставках. Однако главное то, что они вытеснили из оборота старые неуклюжие корабли, тормозившие развитие судоходства на Днепре. В то же время клуб сыграл заметную роль в спортивной жизни империи. Среди его членов, значились и другие знаменитые и уважаемые киевляне Аманд Струве, Артур Абрагамсон, Антон Страус, архитекторы Владимир Николаев, Георгий Шлейфер, глава Драматического общества адвокат Лев Куперник.


КСТАТИ
Первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название "Невский флот", был основан указом Петра I в 1718 году. А уже в 1723-м император создает чертежи и инструкции по постройке для клуба однотипных гребных судов.