1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №183 (1827) за 16.08.2004

"ОНИ МЕЧТАЮТ, ЧТОБ Я ПОДОХ — НЕ ДОЖДУТСЯ!"

Суд Азербайджанской республики по уголовным делам о тяжких преступлениях рассматривает дело по факту катастрофы транспортного самолета Ил-76ТД украинской авиакомпании "Азов-Авиа" в аэропорту "Бина" пять с лишним месяцев назад. Фигурирует в материалах дела и командир экипажа, гражданин Украины, бывший военный летчик Александр Казанцев. Если Фемида установит его вину, как это сделано на этапе досудебного следствия и ведомственного разбора, ему придется отбывать наказание в Азербайджане. В такую перспективу пилот не верит, надеясь доказать, что обвинения против него сфальсифицированы. Сегодня, 16 августа, суд рассмотрит его доводы и ходатайства, либо согласившись с ними, либо опровергнув.

Газета подробно освещала ЧП и дальнейшие события. Специалисты по расследованию летных происшествий Укравиатранса, не определяя ничьей персональной вины, констатировали: катастрофа борта UR-ZVA произошла из-за ошибок в пилотировании, которые, в свою очередь, объяснялись усталостью экипажа.

Ведомственная комиссия не обнаружила технических отказов либо неисправностей машины — проявился пресловутый человеческий фактор. На предварительном старте экипаж не выпустил закрылки и предкрылки (это было сделано вдогонку, позже, но драгоценные секунды истекли слишком быстро). Самолет стал крениться влево, зацепил бетонку, ушел с полосы на грунт и упал, разрушившись вдребезги, за аэродромной чертой. Из семи человек спаслись четверо. Они получили сильные травмы. Выжил и командир. С него взяли подписку о невыезде. Остальных переправили в Украину. Повреждения превращенного в груду металла "Ильюшина" уже не позволят ему взлететь никогда.

Согласно международным авиационным правилам, расследование по факту летного происшествия проводит страна события. Александр Казанцев утверждает, что заключения экспертов МАК (Межгосударственный авиакомитет со штаб-квартирой в Москве), которые легли в основу досудебного следствия, отчасти необъективны, отчасти просто сфальсифицированы.

— Я не снимаю с себя вины за случившееся: КВС (командир воздушного судна) всегда в ответе за весь экипаж, — рассказал он в пространном телефонном интервью "Сегодня". — Вместе с тем это скорее моральный долг. Многое фактически не соответствует истине, не стыкуется, а то и прямо противоречит реалиям.

КВС не согласен, что основной причиной катастрофы назван невыпуск механизации крыла. С его точки зрения, роковую роль сыграло выключение двигателей, не позволившее самолету взлететь. Отнюдь не все действия членов экипажа может и должен контролировать командир. У него — свои задачи, у второго пилота и бортинженера — свои. Казанцев склоняется к мысли, что те выполняли их не в строгом соответствии со служебными инструкциями и наставлениями. Говорит, Денис Кунгуров вообще не имел права летать вторым пилотом на данном типе воздушного судна. У него якобы отсутствовали подтверждающие даже первоначальную подготовку на Ил-76 документы. Тем не менее руководство авиакомпании допустило его к полетам. Имеются, по словам летчика, обоснованные сомнения в правильности действий бортинженера Сергея Борща (как и Кунгуров, погиб в катастрофе). Большая часть важной информации, которая пролила бы свет на эту трагическую историю, считает командир, не зафиксировалась бортовым магнитофоном из-за его ветхости, а заменить его новым или нормальным у дирекции "Азов-Авиа" желания не было.

Эти и ряд других принципиальных моментов, о которых из экономии газетной площади пока писать не станем, стали поводом для ходатайств Казанцева в судебную инстанцию. Александр Вениаминович, по его же признанию, видит, сколь скрупулезно и дотошно стараются судьи разобраться во всех нюансах, не передоверяясь только экспертам. В трудный час его поддержали друзья в Украине — сбросились на лекарства, лечение (он по сей день лежит в травматологическом отделении поселковой больницы на окраине Баку, и в суд его возят на носилках).

— А вот "Азов-Авиа", которой принадлежал самолет, отвернулась, — с обидой говорит командир. — Ладно, обо мне забыли, мечтают, наверное, чтобы я здесь подох. Не дождутся! Я им такого удовольствия не подарю. Но подранков в беде не бросают. Могли бы хоть семье помочь, страховку, зарплату выдать жене.

Марина Павловна, с которой мы несколько раз перезванивались, подтвердила: денег нет и не предвидится. Не только для нее, а и для других семей этого экипажа — Борщ, Сокирняка. Жизнь в Узине, откуда Казанцевы, наперекосяк: некогда мощнейшая военная авиабаза развалилась, все замерло, но есть-то надо...

Дабы выслушать и вторую сторону, мы долго искали хоть кого-нибудь из "Азов-Авиа", кто взялся бы прокомментировать сказанное КВС разбившегося "Ильюшина". Секретарь генерального директора авиакомпании без обиняков сообщила, что занятие бесполезное, редакция напрасно теряет время — руководство с журналистами не общается. В общем, девушка Алла была недалека от истины, что подтвердил заместитель генерального Алевтин Берсин, категорически отказавшийся от интервью. К счастью, мы случайно попали на первого руководителя. Игорь Коновалов проинформировал, что зарплаты членов экипажа выплачены им, а также семьям погибших, страховки тоже. Дочь погибшего техника Анатолия Сокирняка, сказал Игорь Константинович, помогли с поступлением в вуз, приняли на работу (вчера нам сообщили, что приняли только на время каникул. — Авт.). Тем, кто обращается, помогают, заверил директор. На уточнение, известно ли ему что-либо об Александре Казанцеве, ответил: на их запрос в Генпрокуратуру Украины с просьбой привезти его сюда поступил официальный отказ — следствие ведет азербайджанская сторона. В конце разговора Коновалов сорвался:

— Казанцев все сделал не так, как должен был сделать, на ровном месте угробив людей и самолет. Ему, что, мешок денег за это в Баку отвезти? Совершать катастрофу "Азов-Авиа" не приказывала...

"Сегодня" посоветовала командиру и его жене искать защиты у Нины Карпачевой. Украинский омбудсмен побывала в Баку, встречалась с Казанцевым и нашими дипломатами в Азербайджане, которые постоянно в курсе событий. Александр Вениаминович передал Ниной Ивановной письмо на имя Леонида Кучмы с просьбой оказать посильную помощь.

— Чего бы ни стоило, — твердо сказал мне напоследок летчик, — докажу, что не во всем вина командира, как это хотят представить. Сломать меня не удастся.


СПРАВКА
Авиакатастрофа Ил-76ТД UR-ZVA авиакомпании "Азов-Авиа" произошла в бакинском аэропорту "Бина" 4 марта 2004 года. Комиссия МАК, куда входили также представители авиаадминистраций Азербайджана и Украины, пришла к выводу: происшествие произошло из-за невыпуска экипажем механизации крыла во взлетное положение при подготовке к выполнению взлета. Выводы комиссии Казанцев считает "фальсифицированными" и пытается опровергнуть в суде.