1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (1828) за 17.08.2004

МИЛЛИОНЫ НА ОХМУРЕНИЕ ЭЛЕКТОРАТА

После того, как были зарегистрированы кандидаты в президенты, избирательная кампания вошла в свой активный основной этап. Теперь внимание официально признанных претендентов на главный руководящий пост в стране всецело посвящено борьбе за голоса избирателей. Эффективность этой борьбы, где важное место занимает реклама, и отразят в итоге результаты голосования 31 октября.

У команды каждого из кандидатов свои рекламные рецепты достижения поставленной амбициозной цели. Сугубо индивидуальные, они, как правило, держатся в большом секрете. Их стоимость тоже. В этом смогла убедиться и корреспондент "Сегодня". Подтверждение тому — однообразный ответ на просьбу рассказать о способах и средствах привлечения избирателей, с которой наша газета обратилась в избирательные штабы многих кандидатов. А суть ответа такова: "На выборы мы имеем право потратить немногим более 10 млн гривен по закону. В эту сумму и вложимся. Что получится — увидите сами".

Несмотря на такую таинственность, кое-что о планируемых тратах "Сегодня" удалось разузнать.

"ДЛЯ РАСКРУТКИ МНЕ НЕОБХОДИМО $15 МЛН"

Например, своими планами относительно рекламной компании поделился с нами кандидат в президенты Александр Ржавский (к слову — второй в рейтинге самых богатых претендентов). "Мы обязательно используем весь финансовый фонд, предписанный национальным законодательством — 10 млн грн. Каждая из таких рекламных статей, как поездки по регионам, реклама в печатных СМИ, на телевидении, твердая реклама (листовки, плакаты, буклеты отберет) около 3 млн грн. А в целом стоимость избирательной кампании зависит от самого кандидата. Лично мне для того, чтобы достичь такого политического уровня, с которого можно стать президентом, необходимо около 10—15 млн долларов — это деньги, которые могли бы обеспечить очень плотное мое присутствие среди лидеров".

При этом Александр Ржавский признался, что ему для этого "не хватает миллионов 7 долларов". "Поскольку заранее мы не смогли собрать указанную необходимую сумму (да это и невозможно), то нынешние президентские выборы мы будем использовать для укрепления своих политических позиций, чтобы заполучить хороший результат на парламентских выборах 2006 года. Возглавляемая мной партия "Єдина родина" должна быть достойно представлена в Верховной Раде", — констатировал он.

"ЛЕВЫЙ" АРСЕНАЛ: ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Компартия Украины, лидер которой Петр Симоненко в очередной раз испытывает судьбу в президентской борьбе, пожалуй, единственная из всех партий обладает огромной разветвленной сетью своих организаций. Поэтому, как признался "Сегодня" собеседник из избирательного штаба Петра Николаевича, пожелавший остаться инкогнито, в значительной степени основу кампании главного коммуниста страны составляет агитационный принцип "от двери к двери" — то есть сторонники Симоненко лично общаются с избирателями, приходят к ним домой. "Другим участникам предвыборной гонки требуется тратить немалые деньги, к примеру, на создание каких-то рекламных структур, найм людей для расклейки листовок или организации пикетов (очень дорогостоящие вещи). А в Компартии подобные расходы ни к чему. Потому что имеется членская база, которая работает на выборах", — отметил он.

Кроме того, акцентировал внимание наш источник, в кампании Симоненко ставка делается на его активные туры по стране и распространение листовок. "Листовки хоть и полноцветной печатью выполнены, но бумага недорогая. А когда печатаются большим тиражом, то это вообще обходится в копейки", — сказал он.

Гораздо большие затраты предусматривает телевизионная реклама. Сейчас готовится 20-минутный фильм о Симоненко, запущено производство серии оригинальных рекламных роликов. Однако сколько денег затратят коммунисты на их демонстрацию народным массам, пока неизвестно. Обсуждают.

А вообще, резюмировал представитель штаба Симоненко, стоимость рекламной кампании этого кандидата можно выразить словами "очень недорого" — до сотни тысяч долларов. "Для политика это довольно малозначительная сумма", — отметил он.

10 И 70 МИЛЛИОНОВ БОРЮТСЯ ЗА КАНДИДАТА

В принятом Верховной Радой минувшей весной законе о выборах главы государства максимальный размер избирательного фонда ограничен 50 тыс. минимальных зарплат (сейчас это 10 млн 250 тыс. грн.). Для кандидатов, вышедших во второй тур, максимум увеличивается на 15 тыс. минимальных зарплат. Одноразовый добровольный взнос физического лица в избирательный фонд ограничен 25 размерами минимумов (чуть более 5 тыс. грн.). Делать финансовые вливания запрещено иностранным гражданам и лицам без гражданства, физлицам — субъектам предпринимательской деятельности, тем, кто имеет задолженности перед бюджетом любого уровня, а также анонимам.

Эксперты уверены, что эти суммы сильно занижены. Осенью прошлого года свою смету этих президентских выборов огласил Комитет избирателей Украины (КИУ). Согласно его данным, на приличную предвыборную кампанию кандидату понадобится не менее $70 млн. А с учетом воровства в штабах, которое, как утверждают в КИУ, может "съедать" до 40% выделяемых финансов, необходимая сумма возрастает до 100 млн. Только на размещение рекламы на телеканалах уйдет около 15 млн. Плюс — реклама в печатных масс-медиа и выпуск собственных СМИ: еще 15 млн. Содержание центрального и региональных штабов кандидата на протяжении полугода обойдется в 3,5 млн. На два миллиона потянет агитационный тур кандидата. Еще 100 тысяч будет стоить сбор подписей. В смету заложена также оплата труда членов окружных избиркомов, агитаторов, наблюдателей, а также средства на финансирование "подставных" кандидатов и пр.

Если принять расчеты КИУ за правду, получается, что "засветить" кандидат сможет лишь 1/35 часть из необходимых ему $70 млн. Как сказал "Сегодня" председатель правления КИУ Игорь Попов, в общей сложности на президентскую кампанию в Украине, по его расчетам, будет потрачено 3 млрд грн.

А СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ

Как рассказал "Сегодня" один видный российский политтехнолог, ныне имеющий отношение к избирательной кампании одного из кандидатов в президенты Украины, "выборы — штука не такая дорогая, как ее представляют. Больше воруют исполнители и плохо следят за исполнителями заказчики. Именно поэтому, если пересчитывать на число избирателей, выборные кампании в СНГ в несколько раз дороже обходятся, чем на Западе. Когда в 2003 году мы разрабатывали план кампании для одного российского политика, который хотел баллотироваться в президенты, то получилось, что на все про все вполне укладывались в 50 — 60 млн долларов — а это Россия с ее расстояниями, количеством населения и соответствующими расходами. В Украине, я думаю, успешную кампанию можно провести вдвое дешевле как минимум".

О том, насколько реальные затраты кандидатов в президенты отличаются от того, сколько им приписывает молва, можно судить по данным 1999 года — официальные рекламные затраты участников гонки (см.таблицу). Конечно — часть расходов наверняка ушло на оплату "неофициальной рекламы" в СМИ. Но вряд ли они были такими уж тотальными. Как видно, самая дорогая рекламная кампания обошлась в сумму меньше полумиллиона долларов, хотя в то время ходили слухи о расходах кандидатов в сотни миллионов долларов.