1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (1828) за 17.08.2004

В ДЕТСТВЕ РЕГЕНТ ЦЕРКОВНОГО ХОРА БЫЛА ПИОНЕРКОЙ—АТЕИСТКОЙ

На стоянке у Топловского женского монастыря к водителю экскурсионного автобуса подошли две девушки (одна лет двадцати трех, другая около двадцати) и попросили подвезти до Коктебеля. Их провожали молоденький семинарист в рясе и две послушницы в длинных скромных платьях и платочках. Молодые люди оживленно обменивались традиционными житейскими напутствиями и совсем по-мирскому целовались. Прощаясь, послушницы с какой-то наивной мудростью причитали: "увидимся ли еще когда-нибудь?" Девушки зашли в автобус и сели на заднем сиденье. По принципу "случайный попутчик— лучший собеседник" мы разговорились со старшей из сестер, Светланой. Ее глаза словно светятся на удивительно спокойном добром лице, а русые длинные косы так отличаются от легкомысленно-бесшабашных модных причесок сверстниц...

"НИ В ОДНОЙ ЦЕРКВИ КРЫМА НЕТ МУЖСКОГО ХОРА"

"Мы — "трудники", — рассказывает Светлана. — Так называют людей, которые время от времени приезжают в монастырь, чтобы помочь по хозяйству. Ведь в обители всего лишь 20 сестер (еще 10 находятся в скиту на Сапун-горе). А летом надо и огород обрабатывать, и экскурсии обслуживать — рук не хватает. Поэтому из разных мест сюда съезжаются студенты и учащиеся, чтобы помочь кто чем может. Я, например, иногда на клиросе пою..."

К моему удивлению, Светлана оказалась коллегой по своей первой профессии. Но еще больше потрясло то, что по второй профессии она — регент, причем, с дипломом. Оказывается, в Одесской семинарии есть специальное отделение, которое готовит руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ, и здесь разрешено учиться девушкам. Притом, что еще совсем недавно петь и управлять певчими в храме имели право только мужчины, поскольку по канонам женский голос вообще не должен звучать в церкви (его считали слишком страстным). "Женщины в храме начали петь с 1880 года, — продолжает свой рассказ Светлана. — Со временем мужчин в церковных хорах становилось все меньше, поскольку не каждый храм может прокормить мужчину-регента. Сейчас большинство храмов строятся за счет спонсоров, но ведь они зарплату потом не платят. А мужчина должен зарабатывать, кормить семью. К тому же еще при советской власти женщины были намного активнее в церковной жизни — помогали строить храмы, работали в них. Так и повелось. Сейчас в основном в церковных хорах поют женщины. У нас по Крыму вообще нет ни одного мужского хора. К примеру, в Бахчисарае в Успенском мужском монастыре поет смешанный состав (два монаха из обители, а остальные прихожане).

Еще будучи студенткой института журналистики девушка начала ходить в церковь. Причем, как она сама говорит, без какого-либо особенного повода. "Наверное, такова была воля Божья. А потом я вдруг поняла, что как журналист, не говорить о Православии уже не смогу, а говорить безграмотно не имею права. Тогда и решила получить духовное образование". Светлана с детства хорошо поет (вся ее семья очень музыкальная) и часто подпевала на клиросе в местном храме. Там девушке и посоветовали поступать в Одесскую семинарию. После окончания она получила две специальности: "регент" и "преподаватель воскресной школы". С мудростью, не свойственной девушкам нежного возраста, Светлана считает, что все приобретенные знания могут пригодиться ей как журналисту. Хотя теперь относится к своим творческим опытам уже иначе, считая их любительством.

"РАБОТА РЕГЕНТА НАПОМИНАЕТ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ"

В автобусе на полную мощь грохочет радио — в легкомысленных попсовых песенках девчонки поют о том, что замуж не хотят, а гулять хотят, а мальчишки приглашают подружек к себе на дачу. За окном сменяются пейзажи удивительной красоты. А мы беседуем, словно давние знакомые. Без какого-либо кокетства или позерства Светлана говорит о своей судьбе, в которой было много боли...

Однажды у этой талантливой и симпатичной девушки возникли проблемы со зрением. Родители бросились к специалистам. Один врач сменял другого, а Светлана видела все хуже и хуже. Все попытки определить причину катастрофического падения зрения оказались напрасными, родители были в отчаянии. И тут девушка узнала, что в Топловском Свято-Параскевиевском монастыре есть источних целительной воды. Решив испробовать все средства, Светлана отправилась в село Учебное, где находится женская обитель. "После того, как побывала здесь, все как-то изменилось, — говорит девушка.— Мне каким-то чудом удалось попасть в Центр Филатова в Одессе, причем, в институт, где лечат не на коммерческой основе, а практически бесплатно. В общем, вскоре поставили диагноз и сделали уже две операции...".

После окончания семинарии Светлана получила направление в Феодосийский храм Всех святых — как регент хора и преподаватель воскресной школы. На мой вопрос, платят ли служителям церкви зарплату, девушка отвечает утвердительно: "Конечно. Но это скорее похоже не на работу, а на службу, как у военных. Разница в том, что мы служим Богу". — "В последнее время все больше молодежи можно увидеть в церквах, в монастырях. Юноши и девушки все чаще обращаются к религии, к Богу. Как вы думаете, почему?" — "Молодежь острее старших людей чувствует истину, ее труднее обмануть. Долгое время нас пытались искусственно увлечь какими-то суррогатами — подобием культуры, модными молодежными течениями поп-музыки, панком или хиппи. Но рано или поздно ты понимаешь, что все это неискреннее, ненастоящее...

Я ведь в детстве была пионеркой! Меня это еще коснулось, поэтому есть с чем сравнивать. Со временем человек понимает, что в его жизни нет чего-то главного, что вся эта субкультура — на самом деле всего лишь подмена каких-то настоящих ценностей. Но соевый шоколад от настоящего на вкус каждый из нас определит сразу. Еще в V веке Юлиан сказал, что душа по природе — христианка. Наверное, потому что душа человеческая всегда чего-то ищет, ее терзают сомнения. Люди чувствуют, где правда, а где — ложь. Причем, дети и молодежь — особенно, ведь их души чистые. Поэтому, наверное, все больше людей тянутся к Богу..."


КСТАТИ
В Украине готовят регентов на курсах при Волынской духовной семинарии, на специальном отделении при Одесской духовной семинарии и в Одесской богословской семинарии, а также в филиале Почаевской духовной семинарии в городе Кременце и в музыкально-богословском училище при Львовской духовной семинарии Святого Духа. Есть школа регентов-псаломщиков во Владимире-Волынском. А в Луганском колледже культуры и искусств готовят руководителей и светских, и церковных хоров.