1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №189 (1833) за 25.08.2004

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГРЕБЕНЩИКОВА

"Надеюсь, у вас все хорошо, потому что мы рассчитываем немного сбить вас с толку", — такими словами начал свой концерт в бабуин-кафе "Квартира" Борис Гребенщиков. Сбила с толку уже первая исполненная мэтром композиция — старая песня легендарного канадского музыканта и писателя Леонарда Коэна "First We Take Manhattan" в совершенно неузнаваемой аранжировке. Низким голосом с хрипотцой БГ угрожающе пел на английском о том, что "сначала возьмет Манхэттен, а потом Берлин". Пугающие звуки, извлекаемые гитаристом Игорем Тимофеевым из своего инструмента, еще больше способствовали оцепенению публики.

Гребенщиков приехал в Киев всего на день, а поскольку один только саундчек занял целых четыре часа (единственным требованием к организаторам был хороший звук), у БГ совсем не осталось времени для прогулок по городу, хотя, по его словам, дорогу в Лавру он знает давно.

В довольно вместительную "Квартиру" пришло предостаточное количество гостей, не пожалевших ста пятидесяти гривен за билет. Интерьер клуба — домашние люстры под потолком, шкафы с книгами вдоль стен, ковры на полу — создавал нужную атмосферу. Гребенщиков с удовольствием отметил, что ему нравится этот "новый тип домашних концертов" — почти как лет двадцать назад на настоящих "квартирниках", публика сидела, поджав ноги на ковре на расстоянии вытянутой руки от музыкантов. Правда, сейчас пился не портвейн, а коньяк и пиво, а сам БГ не рисковал быть задержанным правоохранительными органами. Ждущие начала концерта фанаты "Аквариума" развлекали друг друга всевозможными байками о тех временах и тогдашнем Гребенщикове и его соратниках. Из уст не совсем трезвого соседа мне посчастливилось услышать "правдивую" историю о том, как в каких-то гостях БГ и его другу Виктору Цою пришлось ночевать на рояле, поскольку это было единственное место, куда не могли добраться клопы — насекомые соскальзывали по гладкой поверхности инструмента.

В темных очках от Армани, с длинной бородкой, как у старика Хоттабыча (на этот раз не заплетенной в косичку), Гребенщиков выглядел примерно так, как и подобает звезде рок-н-ролла пятидесяти лет — в меру эксцентрично и в меру респектабельно. После упомянутой песни канадца Коэна последовала композиция "Аквариума" десятилетней давности "Звездочка" (в тот самый момент, когда Гребенщиков пел строчку "вот упала с неба звездочка, разбилась нам поровну", откуда-то из-за барной стойки послышался громкий звон бьющейся посуды, что сильно позабавило публику и самого БГ), затем Гребенщиков сообщил, что дальше "все будет немножко по-другому", и приступил к исполнению совершенно новых песен из готовящегося альбома с рабочим названием "Репродуктор". Некоторые из них игрались музыкантами впервые, поэтому без трудностей не обошлось — иногда БГ приходилось останавливаться после первого куплета и искать более удобную для пения тональность. Поклонникам "Аквариума" свежий материал явно пришелся по вкусу — по крайней мере, никто не чувствовал себя обделенным и не выкрикивал названия старых, проверенных временем песен, которых Гребенщиков исполнил всего четыре за полуторачасовой концерт (две из "Костромы Mon Amour" плюс "Золото на голубом" и "Когда пройдет боль").

Уже сейчас ясно, что самым большим хитом нового альбома станет надрывная песня "Мама, я не могу больше пить". После строчек "на мне железный аркан, я крещусь, когда вижу стакан" последнее, что ожидалось увидеть в руках БГ — это бокал шампанского. Тем не менее Гребенщиков не изменил старой традиции музыкантов "Аквариума" пить брют после концерта. На бис была исполнена еще одна песня на английском языке — трогательная история о фанатке Элвиса Пресли, дни и ночи проводящей на могиле певца в Мемфисе. Переодевшись в соседней с основным залом комнатке (пока директор группы не спохватился и не задвинул занавески, за процессом мог наблюдать любой желающий), БГ с шампанским и в шляпе вышел пообщаться. "Сегодня" не упустила возможности задать несколько вопросов удовлетворенному удачным выступлением Гребенщикову.

— У "Аквариума" огромное количество альбомов. Как часто вы пишете песни?

— Полтора года я вообще ничего не сочинял, а сейчас за месяц написал целых семнадцать. Десять из них вы слышали на концерте, но пока еще не известно, какие именно войдут в новую пластинку.

— Ваши поклонники наверняка с нетерпением ждут ее выхода. А каких новых альбомов ждете вы как меломан?

— Могу сказать точно: альбом Бэка (американский альтернативный певец, который за последние 10 лет получил рекордное количество "Грэмми" среди альтернативщиков. — Авт.), хотя последний его альбом мне совершенно не понравился — скучный беспредельно, само собой Red Hot Chili Peppers, опять-таки само собой новый R.E.M. и еще System of Down.

— Только что вы спели историю о девушке, которая живет на могиле Элвиса. У вас тоже есть такие же фанатичные поклонники, можете ли вы поставить себя на их место?

— Нет, потому что у меня немножко другая психика. А что касается песни, то это совсем не подвиг — жить на могиле кумира.

— Ваше отношение к скандальной истории с оскорблением Филиппом Киркоровым журналистки Ирины Ароян?

— Знаете, Киркоров никогда не интересовал меня настолько, чтобы я интересовался его скандалами. По-моему, есть гораздо более интересные вещи.