1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №191 (1835) за 27.08.2004

ВНУТРЕННЯЯ УГРОЗА

Еще не расшифрованы бортовые самописцы, способные пролить свет на самые громкие за последнее время в России авиакатастрофы, а вердикт уже почти непререкаем: то, что случилось с двумя пассажирскими самолетами, — результат спланированной террористической акции. К такому выводу склоняются большинство экспертов. Ко всему прочему, не дает покоя вопрос — а может ли подобное повториться в Украине?

Ту-154 ЛЕТЕЛ УБИВАТЬ ПУТИНА?

СМИ, Интернет наводнены прозрачными ссылками на почерк чеченских боевиков, "Аль-Каиды", других экстремистских группировок. Российские власти не сразу, но все же признали, помимо человеческого и технического факторов, также вероятность следа террориста. "Черные ящики", к счастью, не сгорели, повреждены лишь частично. Будем думать, им есть о чем поведать живым.

Некоторое время после гибели самолетов российский спецслужбы утверждали, что пока признаков теракта ими не обнаружено. Мол, вероятно "виновато" топливо, техника или человеческий фактор. По СМИ тем не менее ползли слухи невероятные. Например, о том, что будто бы один из самолетов, Ту-154Б-2 авиакомпании "Сибирь" захватила группа хайджекеров — воздушных террористов. Она-де силой заставила экипаж лететь прямиком на летнюю сочинскую резиденцию Владимира Путина. И когда, мол, это стало известно наземным службам воздушного контроля (с борта лайнера поступил не то сигнал бедствия, не то сообщение о так называемом акте несанкционированного вмешательства — об этом утверждают в "Сибири") во избежание гибели российского президента пассажирский "Туполев" был сбит...

Правда, эксперты эту версию отвергают напрочь. Дело было ночью, а в такое время даже опытный пилот вряд ли найдет столь малозаметную и плохо освещенную цель на земле как резиденция Путина.

Но на всякий случай мы обратились в пресс-центр ВВС Украины с наивными вопросами: "Какими будут действия с земли, если пассажирский самолет захватят в воздухе террористы, и экипаж успеет сообщить об этом? Велика ли вероятность того, что лайнер принудительно посадит истребительная авиация, или его попросту собьют?

"Вероятность подобных инцидентов отрабатывается в ходе плановых занятий по боевой подготовке", — сообщил пресс-центр. Из лаконичного ответа вытекает вывод: такой самолет либо вынудят сесть на ближайшем аэродроме, либо же, из-за реальной угрозы крупномасштабного ЧП, допустим, над городом, атомной станцией, иным стратегическим либо режимным (как резиденция президента) объектом, применят средства поражения.

КАК ПРОНЕСТИ БОМБУ

Так или иначе, но подавляющее большинство экспертов, не торопясь с конкретными оценками - теракт это или нет, тем не менее достаточно уверенно констатируют один факт: оба самолета взорвались в воздухе (об этом свидетельствует значительный радиус разброса останков лайнеров). Из-за чего — другой вопрос, но то, что это произошло в течение одного часа и самолеты вылетели из одного аэропорта указывает на то, что дело наверное все-таки не в технике и не в топливе...

Главный вопрос здесь: где, на каком этапе возникла "брешь", через которую преступники сумели пронести или провезти на борт взрывчатку? В каком из звеньев технологического цикла образовалась "течь", приведшая к 89 смертям и гибели лайнеров?

Руководитель одной из украинских авиакомпаний, имеющий плотные связи с российскими коллегами, высказал "Сегодня" три варианта. Первый: организаторы терактов могли подкупить кого-нибудь из обслуживающего персонала, пользующегося правом беспрепятственного перемещения по территории аэропорта, попросив (приказав) незаметно провезти бомбу или взрывное устройство в самолеты среди багажа, грузов или даже бортпитания. За большие, а то и очень большие деньги охотники всегда найдутся. Прибавить к этому национальный акцент, нацвопрос — выглядит вполне реально. Вариант второй: среди персонала могли оказаться давно внедренные в службу люди, до поры до времени ничем себя не скомпрометировавшие, ждавшие удобного момента, и этот момент представился 24 августа. Наконец, третье: уязвимым местом многих аэропортов, как и в прежние годы, являются залы официальных делегаций, VIP-холлы. Бытует мнение, что там существуют определенные послабления — пассажиры, мол, особенные, высокопоставленные и... сознательные. Через них также могла быть предпринята попытка пронести запрещенные предметы. Зная отдельных гонористых госчиновников, щеголяющими своей неприкосновенностью депутатов, норовящих обойти общепринятые каноны где надо и не надо дипломатов, нетрудно представить, что кто-то решил испытать судьбу. Умышленно или по глупости, надеясь на извечное расейское "авось"...

ВНУТРЕННИЕ ЛИНИИ - СЛАБОЕ ЗВЕНО

Версию о преднамеренной, спланированной акции тотчас подхватили в Соединенных Штатах. Еще бы: там очень живуч синдром "9/11", как американцы называют события 11 сентября 2001 года. В интервью Washington Post известный политолог, старший эксперт Брукингского института в Вашингтоне Фиона Хилл заявила: "Шанс, что это была ужасная техническая проблема с самолетами, все еще остается, но теракт выглядит более вероятным". Сейчас американские внутренние авиалинии "блюдут" гораздо более строго, чем три года назад (все захваченные тогда самолеты выполняли внутренние рейсы).

А что в Украине? Аэропорта крупных городов страны, осуществляющие международные перевозки в последние годы значительно усилили свое внимание к вопросам безопасности. Закуплена и продолжает приобретаться высокоточная, дорогостоящая аппаратура. Таковы требования, которые выдвигают сейчас к аэропортам международные контролирующие организации. Например, в Борисполь, под видом обычных пассажиров не единожды прилетали агенты авиасекьюрити западных авиакомпаний и аэропортов. Цель скрытых вояжей — "подловить" наших на каких-то проколах, недостатках. Пока, как утверждают в службе авиабезопасности аэропорта (САБ), им этого не удалось. По оценкам западных экспертов, по технической оснащенности, а также степени подготовленности сотрудников САБ "Борисполь" ни в чем не уступает европейским коллегам. Причем, как выяснилось, на САБ "работают" и представители вспомогательных аэропортовых структур, от водителей спецавтотранспорта и даже уборщиков.

Но все это касается международных полетов. С "внутренними" перевозками дело обстоит иначе. Никто конечно не признается в этом официально, но в приватных беседах авиаторы говорят, что за исключением "внутреннего" сектора "А" Борисполя, аэропортов городов-миллионников и некоторых других крупных центров, система безопасности там на порядок ниже. Выражается это в более низкой чувствительности контрольного оборудования и менее тщательной проверки пассажиров и багажа. Конечно, это не проходной двор, но явно и не цитадель, которую бы невозможно было преодолеть террористу.

АВИАБЕЗОПАСТЬ МОГУТ "ПОРУЧИТЬ" МИЛИЦИИ

По итогам совещания в Кремле, где обсуждались связанные с происшедшими почти синхронно авиакатастрофами вопросы, Владимир Путин поручил правительству безотлагательно подготовить изменения в законодательные акты с целью передачи функций обеспечения безопасности, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов министерству внутренних дел. Не исключено, что аналогичные решения примут и у нас.

Напомним, что полторы недели назад Леонид Кучма ликвидировал Укравиатранс, передав полномочия этого департамента созданной на его базе Госслужбе по надзору за обеспечением безопасности авиации. Согласно президентскому указу, помимо вытекающих из самого названия структуры задач, Госавиаслужба должна (очень важный момент) проводить расследования авиационных событий до создания специального независимого органа. Указ обязал Кабмин подготовить законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс с учетом рекомендаций ИКАО и Евросоюза о создании госсистемы контроля за безопасностью авиации. Вероятно, не останутся без внимания и последние события в России. Консультировавшие нас специалисты прогнозируют, что функции обеспечения авиабезопасности будут, как и там, переданы в ведение милицейского ведомства. "Потянет" ли оно этот воз, уже другая история.

Пока же, как сообщили "Сегодня" в Минтрансе, после падения двух самолетов, издан приказ об усилении мер безопасности в украинских аэропортах. Документ обязывает их руководителей ужесточить требования к досмотру пассажиров и багажа. Текст приказа не предназначен для публикования в прессе.

ЛЕТАЕМ С НОЖАМИ

И напоследок, два примечательных факта в тему. Британские власти расследуют обстоятельства, при которых сотрудник лондонского издания Sun Энтони Франс пронес на борт самолета муляж взрывного устройства. Журналист легко поступил на работу грузчиком багажа в аэропорт Бирмингема. При этом на собеседовании он дал неверную информацию о себе, сообщил фальшивый адрес. А 17 августа сумел пронести на борт вылетавшего в Испанию самолета тот самый макет адской машинки. Все компоненты бомбы он спрятал в обуви, позднее собрав ее муляж в туалете. Представители британского министерства транспорта выразили нешуточную озабоченность произошедшим инцидентом. Он показал, сколь ненадежна система безопасности аэропортов страны.

Второй случай — уже из собственной практики. Несколько месяцев назад пришлось лететь из аэропорта "Киев"(Жуляны) в Симферополь и назад. Все прошло штатно, без эксцессов. Но вернувшись домой и разбирая папку с документами, оргтехникой и прочей мелочевкой, я похолодел: среди содержимого обнаружились... газовый баллончик и небольшой перочинный нож, которые опрометчиво забыл выложить перед полетом. Вы уже догадались: в обоих аэропортах вылета строго запрещенные к перевозке воздушными судами предметы службы авационной безопасности не выявили. Не среагировали на них и чувствительное рентген-оборудование. Значит, не так уж все сложно, если разобраться. А будь на моем месте террорист?


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Николай Курило, руководитель авиабезопасности и режима аэропорта "Борисполь"
То, что случилось в России, — беда. От нее, к сожалению, никто не застрахован. Взрывчатку обнаружить очень тяжело. Оборудования, которое выявляло бы пластид, нет ни в одном аэропорту мира. Лучший определитель — специально подготовленная служебная собака. Вот их мы используем постоянно. Удовольствие это дорогущее. Но оправданное.