1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №194 (1838) за 31.08.2004

ВПЕРВЫЕ ЗА 90 ЛЕТ НА ПОДОЛЕ ПРОШЕЛ СВЕЧНОЙ ХОД

В воскресенье вечером сотни отдыхавших на Подоле киевлян наблюдали и участвовали в необычном празднике — свечном ходе. К удивлению встречных пешеходов, люди разного возраста бережно держали тоненькие свечи, прикрывая пламя ладонями, газетами, приспособлениями из пластиковых стаканчиков и бутылок. Лица участников торжественно серьезны — все сосредоточились на своих огоньках.

Перед началом движения (с Почтовой площади, где раздавали свечи, на Контрактовую — там участников ожидали призы) корреспондент "Сегодня" пообщался возле памятника гетману Сагайдачному с Валентином Халецким, инициатором загадочного действа.

— В 1506 году литовский князь Ягайло запретил киевлянам пользоваться свечками и лучинами, в связи с тем, что деревянный Подол трижды в год выгорал, — поведал Валентин. — Ремесленники не могли в поздние время делать товары. За три года процветающий Киев пришел в упадок — его миновали купцы. В 1509 году происходит самое поэтическое и самое тихое восстание (кровь не пролилась), возглавленное Михаилом Халецким, потомком которого я являюсь. На месте, где мы находимся, вечером собрались киевляне. Они подожгли свечки и пошли на Замковою гору, к княжескому замку. Когда князь выглянул в окошко и увидел огонь, то подумал, что горит лес. Испугавшись, он убежал из Киева через заднюю калитку замка. Горожане обратились к польскому королю, и в 1510 году указ Ягайла был отменен. С тех пор благодарные киевляне каждый год 1 сентября праздновали День света — праздник свечи. Михаил Халецкий стал городничим — с 1510 по 1520 годы он возглавлял городскую управу.

Читавшие пьесу Ивана Кочерги "Свіччине весілля" подробно знакомы с этими событиями. Михаил Халецкий стал прообразом смелого Ивана Свички, поднявшего бунт подольских ремесленников. Кстати, причины пожаров были не только в свечах и лучинах — город поджигали молнии и горящий торф. После отмены позорного указа Киев начал процветать и расстраиваться.

— Праздник свечи был самым популярным в Киеве до 1914 года — начала Первой мировой войны, — продолжил Валентин Халецкий. — В этот день на Контрактовой площади ремесленники бесплатно раздавали людям остаток своих товаров. Это был день благодарения. Многие мамы получили возможность подготовить своих детей к школе — взять им ботинки, рубашку, платье. Мы решили возродить праздник. Правда, не полезем на Замковую гору. Надеюсь, что когда-то там построим небольшой замок для театральных представлений. Люди с зажженными свечами получат на память от "громадської ради" сувенирные монеты. Надеюсь, в следующем году 495-летие события, а тем более к его 500-летию, традиция вернет былой размах.

...Когда участники хода собрались на Контрактовой, было уже темно. В руках каждого горела свеча. На сцену, где веселили народ любители караоке, вышел Валентин Халецкий в средневековой "свитке", которую носили знатные горожане. В правой руке он держал связанный желто-синими косынками пучок из семи толстых свеч (так называемая общая свеча), в левой еще одного потомка Михаила Халецкого — трехмесячного сына Яна. Младенец достойно выслушал выступление отца и процедуру подожжения общей свечи, даже не всплакнув. Народ ликовал — праздник понравился.

Кстати, три года назад проходил свечной ход в парке Нивки. Тогда собралось много молодежи. Однако по духу и исторической правде для этого действа подходит только Подол.