1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №199 (1843) за 06.09.2004

КАК ПОНРАВИТЬСЯ РАБОТОДАТЕЛЮ

Когда после долгого перерыва я стала искать работу, мне и в голову не пришло, что к самопрезентации нужно тщательно готовиться. После очередного неудачного собеседования стала перебирать в памяти подробности разговора и понемногу разобралась в совершенных ошибках. Опираясь на негативный опыт, могу теперь сформулировать нехитрые правила для тех, кому еще только предстоит диалог с потенциальным работодателем.

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ

Банально, но это так. Если женщина хочет, чтобы обратили внимание на ее деловые качества, а не на дамские прелести, ей нужно продумать экипировку. Необязательно приходить в строгом костюме типа "женщина-товарищ", однако мини-юбку и топы оставьте для уик-энда. Допускается "диффузный стиль" — к примеру, брюки и романтическая блуза. Стойкими духами в этот день не пользуйтесь, а макияж накладывайте под девизом "ври близко к правде". Не подчеркивайте нарочито во внешнем облике свою неординарность, не проявляйте эксцентричность и "претензии на причастность".

Если мужчина придет в рваных джинсах и с немытыми волосами, вряд ли ему удастся стать убедительным соискателем. Но не следует впадать и в другую крайность — роскошный костюм, башмаки из крокодиловой кожи, сильное амбе дорогого одеколона. Попробуйте создать привлекательный образ: деловой, спортивный, в меру респектабельный. Если в фирме люди одеваются демократично, необязательно являться в костюме-тройке и при галстуке. Производят впечатление различные атрибуты деловитости — кейсы, портмоне, визитницы.

СКРОМНОСТЬ ЕЩЕ В МОДЕ

Собеседование — это, в принципе, самореклама: нужно суметь себя преподнести. Умение убедительно рассказать о своих плюсах — одно из важнейших условий удачного интервью. Иные работодатели любят провоцировать претендентов, а потому будьте готовы к вопросу о ваших недостатках. Заранее сформулируйте свои "грехи" так, чтобы даже их вам зачли в актив. Как говорит одна знакомая: "У меня удачное сочетание лени и честолюбия — последнее не дает совсем разлениться, а лень мешает стать откровенной карьеристкой". Помните: вы не на исповеди, перечислять все свои пороки не нужно, а приукрасить и отшутиться можно, вспомнив к месту пословицу-другую.

В лучшем положении оказываются уверенные в себе люди, в худшем — мнительные, обремененные ворохом комплексов. Претендентов выдают даже жесты. Так, если вы при разговоре часто прикрываете рот рукой, это может быть истолковано как излишняя стеснительность или даже лживость. Неуверенный человек все время суетится, одергивает одежду, потирает затылок. Не приветствуются "бегающие глаза", и даже наклон головы — далеко не мелочь. Если смотрите снизу вверх, это свидетельствует о вашей робости, а если сверху вниз, то от вас повеет холодностью, высокомерием — самоуверенные соискатели обычно тоже оказываются в проигрыше. И помните, что улыбка еще никого не изуродовала, а потому пускайте в ход все свое обаяние.

МЕНЬШЕ ТЕКСТА!

В разговоре лучше ограничиться профессиональной стороной дела. Кстати, гораздо успешнее проходят собеседование мужчины. Их преимущество — четкость, лаконичность, минимум лирики. Увы, женщины им в этом проигрывают, особенно слишком многословные и привыкшие "мыслить вслух". Глава фирмы или менеджер по персоналу могут умышленно не прерывать монолог болтливой барышни — так легче выявить ее приоритеты. Будьте осторожны, не путайте самопрезентацию с посиделками за "рюмкой чаю": прозвучит ключевое слово, и вы начнете взахлеб говорить о семейных проблемах и увлечениях. В итоге полчаса милой беседы станут для вас фатальными. Поэтому на вопросы "не по делу" отвечайте одной-двумя фразами. Правда, если фразы рубленые — значит, вы напряжены, зажаты, если же развернутые, с массой прилагательных, то, может, "витаете в облаках".

"НАЧАЛЬНИК МЕНЯ УНИЖАЛ..."

Как правило, претендента спрашивают, почему он ушел с предыдущего места. Понятно, люди меняют работу по разным причинам, но на собеседовании лучше укажите те из них, что характеризуют вас с выгодной стороны. Скажем, стремитесь к профессиональному росту, хотите реализовать новые идеи. О разногласиях с начальством и ваших вселенских обидах лучше смолчать. Наоборот, отметив положительные качества бывшего шефа, вы покажете себя объективным и толерантным человеком. Наверняка возникнет вопрос, почему вы выбрали именно эту фирму. Проявите знания о ее месте на рынке, преимуществах перед конкурентами, отметьте перспективы развития. Не лишне сказать, что о такой работе давно мечтали. Упомяните, и какой-нибудь отрицательный момент, к примеру, что вам дольше добираться, чем к старому месту работы, однако вас это не пугает.

САМЫЙ ЩЕКОТЛИВЫЙ ВОПРОС

Конечно, начинать разговор с материальной стороны не стоит, но и строить из себя бессребреника нелепо: коммунизм наступит еще не скоро. Ваше молчание на эту животрепещущую тему может вызвать недоумение у работодателя. Трудно отвечать, когда в упор спрашивают: "На какую зарплату рассчитываете?" В случае лобовой атаки не тушуйтесь, постарайтесь дипломатично уклониться от конкретного ответа, например: "В последнее время я получал столько-то, хотелось бы иметь зарплату повыше, однако для меня важнее всего предстоящая работа". И стремитесь быть по-настоящему искренним, ведь опытный руководитель легко заметит, насколько ваши высказывания соответствуют мыслям.