1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (1844) за 07.09.2004

"КРУГЛЫЕ" ГРИВНИ С КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ

Призрак налога на недвижимость бродит по стране. Вероятно, еще до конца года Верховная Рада рассмотрит законопроект "О налоге на недвижимое имущество (недвижимость)". Вряд ли он с ходу обретет статус закона и, уж тем более, вступит в силу уже с 2005-го. Хотя бы потому, что парламентарии — люди в массе своей небедные, а именно толстосумы, обитающие в шикарных хоромах, прежде всего должны будут платить "круглые" гривни налога с квадратных метров жилья. Но не только они, а и многие из среднего класса, переселившиеся в просторные новые квартиры, и даже граждане "ниже среднего", коим повезло (или наоборот?) с "лишними квадратами". Ведь документ предлагает облагать налогом не по уровню доходов, а исходя из размеров занимаемой жилплощади. Минфин вынес законопроект на публичное обсуждение. Что ж, давайте обсудим.

МИР — ДВОРЦАМ!

Но прежде интересно остановиться на другом законопроекте, подготовленном группой нардепов — "О налоге на недвижимое имущество граждан", дважды не пошедшем дальше первого чтения. Документ имеет яркую "гуманитарную обертку": все поступления от налога предлагалось перечислять в спецфонд госбюджета и использовать для выплаты компенсаций по обесцененным вкладам граждан в бывшем Сбербанке СССР. На самом деле люди получили бы копейки, ведь суммы налога были бы мизерными.

Судите сами: предлагалось не взимать налог с объектов стоимостью до $70 тыс., независимо от того, сколько квартир принадлежит одному лицу. На все, что превышает эту планку — чисто символическая ставка в 0,05%. То есть, если квартира стоит $100 тыс., ее владелец уплатил бы $15 в год, а собственник виллы ценою в $2 млн. — $965: отнюдь не разорительно. По сути, провозглашался "мир дворцам", не говоря о "хижинах".

Но, вероятно, парламентариям и этого показалось много. В пояснительной записке к постановлению об отклонении законопроекта говорится, что в Украине, где высокий уровень безработицы и низкий — доходов, абсолютно нереально вводить новые налоги, это будет иметь негативные социально-экономические последствия. Вывод: прохождение в ВР любого документа о налогах на недвижимость будет непростым.

МИР — ХИЖИНАМ!

Очевидно, понимают это и разработчики нового законопроекта и не исключают, что налог будет введен лишь с 2006-го. По сути законопроект "О налоге на недвижимое имущество (недвижимость)" соответствует 6-му разделу Налогового кодекса (НК) — единственного документа в этой сфере, прошедшего второе чтение в парламенте. Но есть и важные отличия в либерализации базы налогообложения. НК выводит из-под "пресса" жилплощадь из расчета 21 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м — на семью, а законопроект дает льготу уже на 20 "семейных квадратов". Отдельная преференция — для пенсионеров: если один или два старика имеют до 80 кв. м жилья, то освобождаются от налога.

По оценке замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Светланы Сороко, около 93% украинцев не будут платить налог, так как владеют недвижимостью, площадь которой ниже облагаемой налогом нормы. Однако, согласно социологическим опросам, лишь 2,5% наших граждан считают себя людьми обеспеченными, остальным денег и так не хватает. Выходит, новый побор ляжет на плечи не только юридических лиц и богачей, но и на значительную часть среднего класса, в последние годы активно осваивающегося квартиры улучшенной планировки в новых домах. Ведь все-таки в документе "забиты" стандарты благополучия, близкие к советским: семья из 2-х человек не будет платить за 62 "квадрата", из 3-х — за 83... Между тем есть уже немало "двушек" площадью за 80 кв. м и "трешек" — за 100. И если в них обитает, соответственно, 2 и 3 человека, им придется раскошеливаться минимум за 18 и 17 "лишних" метров. Особенно не повезет одиноким людям, живущим в 2-х—3-комнатных квартирах. А как быть пенсионерам, "выбивающимся" за нормы?

Ставку налогообложения (от 0,5 до 1% стоимости недвижимости) будут определять органы местного самоуправления. Учитывая, что налог с физлиц будет поступать в местные бюджеты, нетрудно догадаться, какому показателю будет отдаваться предпочтение. В законопроекте базой налогообложения названа балансовая стоимость сооружений, с учетом их амортизации. Значит, если в ходе обсуждения в ВР не будет избран рыночный критерий оценки (см. таблицу), то собственники даже обширных старых квартир будут платить немного, а вот новых, чья рыночная стоимость ненамного отличается от балансовой — по полной программе.

РИЭЛТОРЫ — ПРОТИВ

Специалисты по недвижимости считают, что время для введения какого-либо налога не пришло. "Живой пример: была большая семья, дети разъехались и старики остались одни в большой квартире, — говорит директор агентства "Кварт-сервис" Виктор Несин. — У них и так долги за жилье, а после введения налога останется лишь продать его и переехать в меньшее". "Какими бы ни были ставки налога, он будет болезненным для многих граждан, — считает директор агентства "Александр" Алексей Красотов. — Кроме того, налог будет сдерживающим фактором в стремлении людей улучшать свои жилищные условия".