1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (1844) за 07.09.2004

НАШИХ МОРЯКОВ ТЕСНЯТ ФИЛЛИПИНЦЫ И МАЛАЙЦЫ

Более 10 тысяч украинцев были задержаны, арестованы, лишены свободы. Почти 3 тысячи наших соотечественников отбывали наказание по приговорам зарубежных судов.

Из 100 вернувшихся из рейса моряков 25 получили от работодателей оценку "очень хорошо", 35-40 — "хорошо", остальные же были оценены как профнепригодные.

В "жемчужине у моря" мальчишки с пеленок, естественно, готовятся стать моряками. Вот только последние лет десять с судами стало туго. "Растворился" в водах мирового океана флот ЧМП — куда податься украинскому мореходу? Только под чужой флаг. Здесь очень часто приходится идти на большой риск, потому периодически и будоражат украинцев известия об арестах, судебных процессах на нашими мореманами. Как ни доказывай свою непричастность к махинациям, которые проделывают хозяева судов, крайними остаются те, кто на борту.

НАШУ ВЕРУ ЗОВУТ "АВОСЬ"

Не ими заваренную кашу пришлось расхлебывать морякам на сухогрузе "Болтик Скай". Скандал разгорелся 22 июня 2003 года. Среди членов экипажа были и наши земляки, которым удалось вернуться домой только 31 декабря. Нарушения своих обещаний хозяин судна начал еще в Лондоне, где судно готовилось к рейсу — и с ремонтом не так, и с зарплатой. Капитан, старпом и стармех сразу написали заявления о списании на берег, остальные, кому труднее найти применение, остались. Позже им предъявили обвинение в незаконной транспортировке и хранении взрывчатых веществ с использованием их в преступных целях. Неделю моряков продержали в тюрьме в ужасных условиях, затем разделили "по рангам" и развезли по разным тюрьмам, где было не лучше. 24 декабря троих одесситов, в частности, из тюрьмы в Неа Макти (полчаса езды до Афин) самолетом отправили домой. В паспортах, которые им вручили, не было ни одной отметки о том, что они находились в Греции.

Члены экипажа сухогруза "Фунда" вообще попали домой спустя два с половиной года после выхода в рейс. Каждый из них был приговорен к 57 (!) годам лишения свободы по обвинению в транспортировке нелегалов.

Моряки утверждают, что их подставили. Возможно и так, раз отсиживать столько... Но многие специалисты морского дела доказывают, что потерпевшие могли бы себя обезопасить и в море, а не идти на риск, очевидно, рассчитывая что-то заработать наравне с турецким капитаном, который брал пассажиров на борт, получил немалые деньги и сбежал. 655 нелегалов, говорят члены экипажа "Фунда", к ним доставил катер. Такое количество людей (в основном женщины и дети) должно было подниматься по трапу не менее четырех часов. У старпома и у остальных членов команды было время, чтобы понять: они принимают участие в противозаконном действии. Понадеялись на "авось" и... промахнулись. Практически всегда в подобных ситуациях моряки сталкиваются с тем, что украинское внешнеполитическое ведомство бессильно в оказании помощи — нарушают-то закон под чужим флагом.

— Это потому, — объясняет председатель Общества содействия трудоустройству моряков и защиты их социально-трудовых интересов, капитан дальнего плавания Владимир Ланг, — что, если судно ходит, например, под панамским флагом, то украинские граждане являются моряками Панамы. Они живут и работают по законам этой страны. Трудовой договор, в котором оговариваются взаимные права и обязанности работодателя и наемного работника, составляется по юридическим канонам государства.

Моряк, который считает, что его "подставили" работодатели, не вправе предъявить претензии к посреднической организации, которая отправляла его на работу. Раньше они назывались крюинговыми компаниями. Сегодня это предприятия, осуществляющие "хозяйственную деятельность по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей". То есть, их основная функция — свести потенциального работника с потенциальным работодателем, после чего те самостоятельно определяются в дальнейших действиях.

ЧТО ТАКОЕ КРЮИНГ

В переводе с английского — "экипаж". В международной практике крюинг является составной частью комплекса мероприятий по управлению работой и эксплуатацией судна. Это работа с кадрами, находящимися непосредственно на борту. Настоящий крюинг занимается вопросами репатриации экипажа, устройства моряков в лечебные учреждения в случае болезни или травмы, своевременной выплаты зарплаты и так далее.

В Украине сложилось крайне непонятное толкование самого понятия "крюинг", как и законодательной базы, связанной с ним. Еще в 1990 году группа капитанов в Одессе заложила фундамент системы посредничества по трудоустройству земляков на работу за границей. Речь шла не только о моряках, но в моде были иностранные словечки, и такие фирмы стали называть "крюинговыми". В 1995 году была создана Ассоциация морских крюинговых агентств.

На сегодня в процессе реорганизаций существуют Ассоциация менеджеров крюинговых компаний (АМКАУ) и Общество содействия трудоустройству моряков и защиты их социально-трудовых интересов (ОСТЗ). Федерация морских профсоюзов Украины и ОСТЗ в свое время провели ряд мероприятий, направленных на облегчение крюинговой деятельности. Тысячи моряков нашли благодаря этому рабочие места. Организации работают по лицензиям Министерства труда и социальной политики, но требовать от них того, что входит в обязанности настоящего крюинга нельзя — в нашем законодательстве такое понятие не используется.

— Посредническое предприятие лишено всяческих рычагов влияния на принятие решения как иностранным работодателем, так и наемным работником, — разъясняет мой собеседник.

Чтобы получить хоть какие-то гарантии, необходимо проверять следующие моменты. Между таким предприятием и иностранным работодателем должен быть заключен внешнеэкономический договор. Иностранный работодатель обязан иметь документы, дающие ему право на наем рабочей силы из-за границы, зарегистрированные властями страны трудоустройства и легализованные в консульских представительствах Украины.

Посредническое предприятие и желающий через него трудоустроиться тоже заключают договор. Нанимающемуся предлагается также засвидетельствованный иностранным работодателем проект трудового договора, отвечающий в обязательном порядке требованиям законодательства страны трудоустройства и международным договорам Украины. Кроме сведений о характере работы, условий труда, социальной защиты и тому подобной необходимой информации, в нем должны указываться судебные органы, в которых либо наемный работник, либо работодатель могут решить конфликт, если таковой возникнет.

Планирующий работать за границей в этом же агентстве получает копию коллективного соглашения между работодателем и украинским морским профсоюзом, членом которого является моряк.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ "НАЙМИТУ"?

— Круизные лайнеры нашим морякам не светят, — делится своим опытом Владимир Н. — Во фрахте конкуренция, наших вытесняют с рынка филиппинцы, китайцы. Старший и средний командный состав еще пользуется спросом, младший уже нет. Во-первых, плохое знание английского, во-вторых, много пьют.

— Если проанализировать оперативные сведения, к примеру, по 100 вернувшимся из рейса морякам, — рассказывает Владимир Ланг, — получаем такую картину: 25 получили от работодателей оценку "очень хорошо", 35-40 — "хорошо", остальные же были оценены как профнепригодные. Берут наших ребят, в основном, на итальянские, греческие суда, по большей части старые, где владельцы экономят на всем. Для тех, кто достаточно владеет английским и имеет солидный опыт, есть возможность самим найти работу за рубежом. В Греции, Норвегии, Голландии — целые улицы, где расположены офисы судоходных компаний.

По поводу тех компаний, которые раньше называлось "крюинговыми", наши земляки имеют разные мнения. Старший механик Сергей Т. считает хорошим знаком, если агентство не берет с моряка денег за постановку на учет. И вообще, чем крупнее и старше агентство, тем меньше денег оно требует от кандидата и охотнее оплачивает дорогу по Украине, проживание, питание и прочее. Но может быть и так, что на земле подписывается один контракт, а в самолете на Стамбул или Афины — подсовывают совсем другой. Возвращаться никому не хочется, поэтому приходится закрывать глаза на разные пункты. Например, может не оговариваться ежемесячная выплата зарплаты.

И тем не менее, все эти договора, наличие на видном месте в офисе нормативно-правовых актов и документов (свидетельства о госрегистрации, лицензии на посредничество в трудоустройстве на работу за границей, вплоть до книги жалоб и предложений) будут свидетельствовать о том, что вы попали в агентство, которому можно доверять. Крупная, много лет работающая на рынке компания не будет иметь дела с сомнительными зарубежными партнерами. Особенно важно это знать начинающим мореманам и младшему плавсоставу. Именно у них чаще всего возникают проблемы. Те, кто "без погон и званий", не имея официального приглашения для работы на иностранном судне и въездной визы в страну следования, пересекают границу по "овировскому", а не паспорту моряка, едут на свой собственный страх и риск. Вот тут и берут их в оборот мошенники. Как ни покажется странным, судовладельцу выгоднее бросить старое судно, когда все соки из работников выжаты, чем платить зарплату. И до криминала, невольными соучастниками которого становятся моряки-нелегалы, тут рукой подать.

ЗНАТЬ БЫ, ГДЕ УПАДЕШЬ

— Криминал, — говорит опытный Алексей Б., — это, к сожалению, не исключение, а норма. По ходу рейса поступают любые команды — то зайти в другой порт, то поменять документы, то стать на рейде. Поди знай, когда мы везли груз законно, а когда нет? Надо спрашивать с людей, которые фрахтуют этот груз, а не тех, кто его перевозит.

Считается, что с любой проблемой можно обратиться в ITF, международную федерацию транспортников. Ежегодно ее инспекторы проводят по всему миру более 8000 инспекций на вызывающих подозрение судах.

— Оно-то да, но особенно не нажалуешься, — замечает Алексей Р. — Можешь попасть в "черный список" как бунтарь, и потом вряд ли найдешь работу…

Из года в год Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева констатирует болезненную для Украины проблему — соблюдение прав граждан, работающих на судах под иностранным флагом. Более 10 тысяч украинцев были задержаны, арестованы, лишены свободы. Почти 3 тысячи наших соотечественников отбывали наказание по приговорам зарубежных судов. На территории почти 70 государств скончались или погибли более 2,5 тысячи украинских моряков.

ДАБЫ НЕ УГОДИТЬ В "ЧЕРНЫЙ СПИСОК"

Управление СБУ в Одесской области периодически разоблачает "липовые" крюинговые агентства, которые собирают деньги с моряков за предоставление отличного места за рубежом и... исчезают без следа. В 2000 году такая группа умудрилась обмануть более тысячи специалистов, получив около $100 000 прибыли. Но нельзя забывать, что жертвы часто сами провоцируют мошенников. Многим после рейса лень заниматься "бумажками", и они идут по пути наименьшего сопротивления, покупая диплом. Сия "корочка" поддельная, не зарегистрированная ни у капитана порта, ни в Государственном реестре документов моряков. Рано или поздно подделка обнаружится, а владелец будет списан с судна и внесен в "черный список".

Перед тем, как обратиться в компанию, советуют опытные моряки, надо узнать, насколько она пользуется доверием. Не следует верить информации об агентстве, полученной при случае — в баре, бильярдной, бане... Как правило, мошенники там и "кучкуются". Не доверяйте информации, полученной от людей, которых встретили около офиса агентства, это — "охота" на простаков. Обхаяв компанию, в которую шел моряк, они нахваливают другую.

Главное правило: зашли в офис — ознакомьтесь с документами. Прежде, чем подписывать трудовое соглашение, тщательно изучите его, обратив внимание на всякие примечания и сноски, напечатанные, как правило, мелким шрифтом в конце текста. Именно там часто кроются все будущие неприятности.