1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (1848) за 11.09.2004

СУПЕР-ЭКСКАВАТОР 21 ДЕНЬ ЕХАЛ К НОВОМУ МЕСТУ РАБОТЫ

"Небоскреб" не мог пройти под кабелями ЛЭП. Их демонтировали, а на то время, пока проходил Баггер, энергию направляли потребителям по альтернативным сетям.

Недавно в Германии произошло суперсобытие — экскаватор, добывающий уголь в одном из карьеров, переехал на новое место на расстояние 22 километра. Ну и что в этом необычного, скажете вы. А дело-то в том, что экскаватор — тоже супер. Это самый большой "шахтер" в мире. И он трудится уже 25 лет.

Зовут его Баггер и весит он 13,5 тысячи тонн, имеет длину 240 метров, ширина — 46, а высоту — 96 метров. Это примерно обычный такой 35-этажный дом.

Один только ротор диаметром почти 22 метра, которым этот монстр срезает угольный пласт, способен внушить трепет своими 18 ковшами по 6,6 кубометров каждый. И такое колесо делает по 48 оборотов в минуту. За день оно перелопачивает 240 тысяч кубов породы, а таким количеством грунта можно полностью засыпать чашу стандартного стадиона.

Напрашивается вопрос, как же можно сдвинуть с места такую громадину? Оказывается, и гусеницы, и ротор и прочие механизмы в действие приводит целая компания электромоторов, общей мощностью в десятки мегаватт — как у небольшого города. Эту энергию экскаватор черпает из промышленной энергосети по длинному толстенному кабелю.

Хотя не все так просто. К новому карьеру это невероятное сооружение двигалось медленно и по самому кратчайшему пути — прямо через поля и автотрассы. Пересекло оно несколько мелких шоссе и речушек, линии электропередач и одно железнодорожное полотно.

Нужно отметить, что благодаря 12 гусеницам шириной почти 4 метра, давление монстра на грунт не так велико, как можно думать — всего один килограмм и 700 грамм на квадратный сантиметр, так что колосс вполне мог идти по полям. Но чтобы этот гигант не испортил плодородный слой почвы, люди, готовясь к необычному переходу, некоторые "проблемные" участки заранее засеяли травой. А во многих местах были насыпаны специальные песчаные "подушки". Когда Баггеру преградила путь железнодорожная ветка, ее засыпали песком и щебнем высотой в метр. При этом движение останавливали всего на полдня. Нам, конечно, трудно представить, что так молниеносно можно насыпать, а потом удалить "перины" из гравия. Но это было сделано.

В общем великое переселение длилось 3 недели. Но специалисты считают, что управились быстро, ведь максимальная скорость "путешественника" составляет 10 метров в минуту. Да и шел он днем, и ночью, собирая в любое время суток вокруг себя сотни зевак.

Управляют этой махиной всего четыре человека: два экскаваторщика, координатор ленточных конвейеров, поставляющих уголь к месту погрузки, и бригадир.

Экскаваторщик руководит всем процессом угледобычи с помощью джойстиков, напоминающих компьютерные. Ему помогают системы навигации и видеонаблюдения. Работа эта не так проста: нужно следить, чтобы ковши оптимально наполнялись, стенки разреза шли ровно и не обрушивались, чтобы ротор не повредился твердыми породами, которые встречаются в пластах. Пока один экскаваторщик "воюет с углем", второй не сидит без дела: он обходит машину по многочисленным лестницам и переходам, следит за состоянием механизмов, что-то подправляет и чистит. Старший группы также не скучает — разрабатывает "стратегию битвы". Но когда экскаватору нужно перейти на другой участок карьера, бригадир спускается и на своих двоих прокладывает путь машине. А чтобы во время многочасовой смены рабочим не приходилось спускаться с небес на землю — внутри экскаватора устроена кают-компания с туалетом и кухней, большим запасом воды.

В общем, сработанная немцами машина вызывает уважение. Это одно из тех сооружений, которые почтительно именуют "настоящая сталь Круппа".