1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (1848) за 11.09.2004

НА ПОЛИТБЮРО БЕРИЯ КРИКНУЛ: "ДОВЖЕНКЕ ВПРАВИТЬ МОЗГИ!"

Сценарий "Аэрограда" Довженко читал Сталину лично и показывал на карте место, где должен быть построен его воображаемый город

"После просмотра "Звенигоры" мы поняли, что среди нас появился новый человек кино. Родился Мастер", - вспоминал Сергей Эйзенштейн

Александр Петрович Довженко, со дня рождения которого сегодня исполняется 110 лет, был не только первоклассным кинорежиссером, но и художником, прозаиком, публицистом, драматургом и сценаристом.

Довженко жил и работал в Украине и в России. Правда, в эпоху сталинизма в Украине работать в полную силу он не мог. Да и в России было ненамного лучше: его творения на украинскую тематику называли антипартийными и националистическими.

РОЖДЕНИЕ МАСТЕРА

Мечты паренька из Сосницы Саши Довженко "витали" в сфере архитектуры, живописи, мореплавания, разведения рыб и учительства. Поэтому без особых раздумий после окончания школы он подал документы в находящийся недалеко от Сосницы Глуховский учительский институт.

Одновременно с дипломом об окончании пединститута Александр получил направление на работу в Житомирское училище. Там он преподавал физику, математику, литературу, историю и гимнастику. Все, без исключения, женщины-коллеги старались привлечь внимание красивого молодого учителя. Опередив остальных, молодая учительница Варя Крылова пригласила Александра Петровича в гости. Он начал часто бывать в доме Крыловых, и Варя с сестрами развлекали его игрой на пианино, пением и танцами. Вскоре Варвара и Александр поженились. Вместе с женой Довженко переехал в Киев, где они учительствовали. Александр подал документы в Коммерческий институт, Университет; поступил в открывшуюся Академию Художеств и в географический институт.

Впоследствии Довженко работал в посольствах Украины в Польше, в Германии. А после окончания службы в Берлине остался еще на год для обучения в частном художественном училище. Какое-то время ему даже платили стипендию. Но на лечение жены (у нее был туберкулез коленного сустава) денег не хватало. Довженко подрабатывал, посылая свои рисунки в Нью-Йорк, в редакцию журнала украинских коммунистов "Молот". По возвращении в СССР рисовал карикатуры для харьковской газеты "Вісті ВУЦИК", подписываясь псевдонимом "Сашко"...

Свой первый киносценарий комедии "Вася-реформатор", написанный в Харькове, Довженко выслал на Одесскую кинофабрику, главным редактором которой был его друг, Юрий Яновский. Сценарий одобрили. Начал снимать "Васю" один режиссер, продолжал другой... Фильм не получался. Тогда было принято решение "на весь период съемок вызвать в Одессу автора сценария". Бросив все дела, с небольшим чемоданчиком Довженко едет в Одессу. Фильм кое-как сняли, но шедевр не получился. Это был первый и единственный случай, когда по его сценарию фильм снимал кто-то другой.

В течение года Довженко осваивает кинотехнологию и решает занятся режиссурой. На съемках его трюковой кинокомедии "Ягодка любви" все хохотали "до упаду". А когда фильм смонтировали, оказалось, что Довженко-режиссер не сумел передать на пленке то, что задумал Довженко-сценарист. Легенда гласит, что директор кинофабрики вызвал Довженко и произнес следующее: "Слушай, Сашко! Тебя нужно было бы выгнать из кино, но жалко — ты способный человек. Возьми вот сценарий Заца и Шаранского "Сумка дипкурьера". Сделаешь хороший фильм — твое счастье, не сделаешь — выгоню"!

"Сумку дипкурьера" Довженко снял, основательно переделав сценарий. Фильм с успехом прошел на экранах Украины, а потом — и России. После этого была картина "Звенигора". Сценарий Михаила Йогансена и Юрия Тютюнника режиссер переделал настолько, что обиженные авторы демонстративно сняли свои фамилии. Работая над фильмом, Довженко открыл место, которое потом назвал "штабом украинского кино" — село Яреськи на Полтавщине. Многие свои фильмы он снимал именно там. "Звенигора" успешно прошла в Киеве и Харькове. В Москве на просмотре присутствовали Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. Эйзенштейн вспоминал: "Просмотр закончился. Мы молча поднялись со своих мест. Поняли, что среди нас появился Новый человек Кино. Родился Мастер". А вместе с Мастером родился украинский кинематограф.

МУЗА АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО

На Одесской киностудии Александр Довженко начал снимать и свой следующий фильм "Арсенал", сценарий которого был написан еще во время работы над "Звенигорой". Однажды, зайдя в павильон, Довженко обратил внимание на молодую актрису Юлию Солнцеву. Он видел ее и раньше в главной роли в сатирическом фильме "Папиросница от Моссельпрома", и в роли прекрасной инопланетянки Аэлиты в фильме Протазанова "Аэлита". Внимание Солнцевой тоже привлек высокий элегантный человек с благородной сединой. При его появлении на площадке послышался шепот: "Это Довженко-режиссер, снявший "Васю-реформатора", "Сумку дипкурьера", "Звенигору"... Неотразимая Солнцева подошла к Довженко и сказала, что "Звенигора" привела ее в восторг. Александр Петрович спокойно воспринял отзыв о фильме, не проявляя при этом особого интереса к женщине. А после работы предложил Юлии прогуляться. При первом же общении выяснилось, что у них много общих интересов и возникло ощущение, что они знакомы давно. С той поры они много времени проводили вместе. Жена Довженко Варя поняла, что пришел конец их счастливой семейной жизни. Кроме того, она больше не верила в возможность выздоровления (туберкулез коленного сустава тогда был неизлечимой болезнью). Не желая мешать и быть обузой, она уехала из Одессы к родственникам в Житомир. Через какое-то время после развода с Александром Петровичем Варя вышла замуж за сотрудника НКВД и родила от него сына. Вскоре ее мужа репрессировали и расстреляли. Варя осталась одна с ребенком. Александр Петрович помогал бывшей жене, а когда она умерла — ее сыну.

Юлия Солнцева, выйдя однажды погулять с Александром Петровичем, домой больше не вернулась. Она на всю жизнь стала его музой, другом, советчиком, ассистентом и помощником.

Фильм "Арсенал" был снят. А после его выхода на экраны Довженко признали одним из лучших советских кинорежиссеров: он занял почетное место рядом с Эйзенштейном и Пудовкиным. Воодушевленный успехом "Арсенала", Довженко приступил к работе над фильмом "Земля" на Киевской кинофабрике. На натурные съемки он выезжает со съемочной группой в любимое село Яреськи с прекрасными украинскими пейзажами. Работали без устали, стараясь уложиться в плановые сроки. А вечерами, после напряженного рабочего дня, вся съемочная группа отправлялась ловить рыбу на реку Псел.

На съемках не обошлось без курьезов. По сценарию нужно было снять эпизод, в котором отец главного героя пашет землю, погоняя волов. Выбрали место, а пары подходящих волов в селе не оказалось. Нашли их где-то под Яновкой и уговорили хозяев "одолжить" для фильма. Всю ночь четырехногих актеров гнали к месту съемок, а потом таким же способом обратно.

Правлением ВУФКУ фильм был одобрен и вышел на экраны Украины. Но демонстрировали его всего девять дней. После просмотра в Москве фильм "Земля" был снят с проката и запрещен. Довженко обвинили в национализме, биологизме и воспевании кулачества. Доведенный до отчаяния разгромными статьями в центральной прессе, вместе с женой Юлией Солнцевой и оператором Даниилом Демуцким режиссер уезжает в длительную командировку за границу.

УКРАИНСКИЙ ЧАПАЕВ

В Москву Довженко вернулся другим человеком: на его характер и здоровье не могла не повлиять травля, которую устроили ему после выхода фильма "Земля" . Хотелось бежать на край света. А почему бы не отправиться на Северный полюс или Арктику и не снять об этом фильм? Но руководство предложило снимать "что-нибудь о современной жизни Украины".

Довженко пишет сценарий и создает фильм о строителях Днепрогэса "Иван". В нем было много операторских находок: съемка двигающейся камерой, частичное "озвучание" и т.д. На просмотре фильм подвергли жесточайшей критике, назвали антисоветским и запретили. В соответствии с Указом ЦК КПУ кинооператора Домуцкого должны были выслать в Ташкент, а Довженко арестовать. Узнав об этом, Юлия Солнцева увезла мужа в Феодосию, в дом отдыха. Но по совету председателя комитета кинематографии СССР Бориса Шумяцкого, супруги возвращаются в Москву, и Довженко пишет письмо Сталину. Прочитав письмо, и выслушав комментарии Шумяцкого, Иосиф Виссарионович, на удивление, приказал дать Александру Петровичу квартиру в Москве и предоставить работу на Мосфильме.

В середине тридцатых годов Довженко все-таки отправился на "край света" — на Дальний Восток для сбора материала фильма "Аэрограда". Написав сценарий, он обратился к Иосифу Виссарионовичу с письменной просьбой разрешить прочитать ему сценарий лично. Рассказывали, что Довженко в разговоре со Сталиным показывал на карте место, где должен был быть построен его воображаемый город. С одобрения Сталина начались съемки. Впервые Довженко работал без Домуцкого, и родных украинских пейзажей.

Довженко был удостоен наивысшей награды страны — ордена Ленина. При вручении на торжественном заседании президиума ЦИК СССР Сталин подал реплику: "За ним долг — украинский Чапаев". Это следовало воспринимать как приказ. Довженко обрадовался, что будет делать фильм на украинском материале. В ноябре 1935 года Юлия Солнцева и Александр Довженко приезжают в Киев. Изучив материалы о Щорсе, собранные в историко-литературном бюро при Украинфильме, режиссер пишет сценарий. Съемки фильма проходили под неусыпным контролем начальства. Наконец снята финальная сцена, в которой смертельно раненого в бою комдива Щорса подхватывает на руки легендарный Иван Дубовой. И именно в это время в прессе появляется информация о том, что Дубовой — "враг народа". В свете этих событий полностью менялась концепция фильма. Это окончательно подорвало здоровье Довженко, он был вынужден прервать съемки. Подлечившись, мастер продолжил работу. Финальную сцену, как и многие другие, пришлось снимать заново.

Сталин посмотрел фильм первым и дал положительную оценку. После этого демонстрация "Щорса" началась одновременно во всех кинотеатрах и рабочих клубах Москвы. Доверие к Довженко было восстановлено. За фильм "Щорс" режиссер был удостоен Государственной премии СССР.

ПОСЛЕ "ЩОРСА"

В начале сентября 1939 года Александр Петрович решил отдохнуть и осуществить давнюю мечту поездить по Украине. Начал со своего любимого села Яреськи на Полтавщине. Но общение со старыми сельскими приятелями пришлось прервать: пришло известие о вступлении советских войск на земли Западной Украины. Нужно было срочно возвращаться в Киев, а оттуда во главе съемочной группы отправляться на съемки хроники для документальных фильмов "Воссоединение", а потом "Освобождение"

Началась Великая Отечественная война. С первого дня Довженко — фронтовой корреспондент, пишет репортажи, статьи и очерки. В его дневнике описан каждый день, проведенный на фронте. Позже по собранным материалам он сделал документальные фильмы: "Битва за нашу советскую Украину" и "Победа на Правобережной Украине". Киноповесть "Украина в огне" вызвала негодование в "высоких" инстанциях. На заседании политбюро ЦК ВКП(б) после негативного высказывания Сталина Берия крикнул: "Довженке нужно вправить мозги!" Мозги действительно "вправили": обвинили в антипартийности и национализме, а киноповесть запретили.

Довженко снимает (опять под контролем) цветной звуковой фильм "Жизнь в цвету" о селекционере Иване Мичурине. На этот раз успех был грандиозный: режиссер получил вторую Государственную премию СССР.

Несмотря на то, что здоровье Довженко неумолимо ухудшалось, он пишет рассказы, киноповести, сценарии. Задумав снять фильм о Каховской ГЭС, едет на юг Украины. Работа над сценарием продолжается непрерывно: по дороге, в гостинице, дома в Москве. Наконец сценарий фильма "Каховка" (впоследствии — "Поэма про море") завершен. В ожидании павильонных съемок Александр Петрович решил несколько дней пожить и поработать на даче в Переделкино. Была поздняя осень. Выпал первый снег. Но и морозный воздух не снимал ноющую боль в груди. В ночь на 25 ноября 1956 года по дороге в Москву сердце Александра Петровича перестало биться. А так много было замыслов, столько еще хотелось успеть сделать!

P.S. В 1958 на Брюссельском кинофестивале фильм "Земля" был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов. За сценарий фильма "Поэма о море" в 1959 году Довженко был посмертно удостоен Ленинской премии. По сценариям "Поэма о море", "Повесть пламенных лет", повести "Зачарованная Десна" (1955) и рассказам Александра Довженко режиссер Юлия Солнцева создала одноименные фильмы.В 1961 году Юлия Солнцева получила приз Каннского фестиваля за режиссуру фильма "Повесть пламенных лет".