1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №205 (1849) за 13.09.2004

"СЕЙЧАС Я НАМЕРЕН ОТСТАИВАТЬ ПРАВА СВОИХ ПОГИБШИХ ТОВАРИЩЕЙ"

Мне ставили в вину, что я не выполнил команду диспетчера: "Остановитесь", но такая команда противозаконна.

Суд Азербайджанской республики... принял воистину прецедентное решение: Казанцеву назначили наказание ниже низшего предела — 3 года условно.

"Сегодня" внимательно отслеживала все события, связанные с крушением в Баку транспортного самолета Ил-76 компании "Азов-Авиа". Напомним, что трагедия произошла 4 марта этого года, когда борт, груженый кафелем и сантехникой для строительства госпиталя в Кабуле, совершал взлет в аэропорту "Бина". Из семи членов экипажа погибли трое. Командир Александр Казанцев был в числе тех, кому удалось выжить. Эксперты не обнаружили технических отказов либо неисправностей машины. По их мнению, проявился пресловутый "человеческий фактор" — на предварительном старте экипаж не выпустил закрылки и предкрылки. Это было сделано, но с опозданием.

Следствие возложило вину за случившееся на Александра Казанцева, да и таковы в авиации законы, что командир несет ответственность за все, даже за ошибки своего экипажа. Статья, по которой передали в суд уголовное дело, предполагала лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Отбывать наказание Казанцеву пришлось бы на территории Азербайджана вдали от семьи. Однако суд Азербайджанской республики по уголовным делам о тяжких преступлениях принял воистину прецедентное решение: Казанцеву назначили наказание ниже низшего предела — 3 года условно. Больше того, впервые в судебной практике Азербайджана осужденному иностранцу позволили вылететь на родину сразу же после оглашения приговора. О том, почему это произошло и о своем видении ситуации командир разбившегося самолета рассказал на встрече с Уполномоченным по правам человека ВР Украины Нины Карпачовой, где присутствовал корреспондент "Сегодня".

Визит нашего омбудсмана в поселковую больницу на окраине Баку, куда госпитализировали искалеченного в катастрофе Александра, стал для него спасительным. Вместе с Ниной Карпачовой прибыл представитель украинского посольства, что вселило уверенность: государство не оставит без поддержки. Так и случилось. Представители посольства, по словам Александра, присутствовали на каждом заседании суда. После судьбоносного визита резко изменилось и отношение персонала больницы к пациенту из Украины.

— Они делали все, чтобы поднять меня на ноги, — рассказывает Александр. — Все, от врача до медсестры вели себя очень чутко по отношению ко мне. Лечение было бесплатным.

Что касается уголовного дела, то адвокат Казанцева изначально считала его "безнадежным". В Азербайждане действительно непростая правовая ситуация. Суд не является абсолютно независимой структурой, а находится в подчинении Генпрокуратуры. Несложно предположить, что исход дела был предопределен, если бы не те усилия, которые приложила Нина Карпачева, пребывавшая тогда в Азербайджане с официальным визитом. Немаловажную роль тут сыграла и личная встреча украинского омбудсмана с президентом Азербайждана Гейдаром Алиевым, которому Нина Ивановна передала обращение Казанцева, и ее сотрудничество с азербайджанской коллегой по защите прав госпожой Сулеймановой.

— Внимательно выслушав рассказ Александра и ознакомившись с материалами дела, — говорит Нина Ивановна, — я пришла к выводу, что он, пилот первого класса, в критической ситуации сделал все возможное и даже больше. В таких катастрофах не выживает никто. Примером тому аналогичное крушение украинского самолета в Китае, когда погибли все, кто находился на борту. Азербайджанские судьи исключительно объективно разобрались во всех обстоятельствах и приняли справедливое решение.

В качестве параллели Нина Карпачова вспомнила недавний суд на моряками судна "Навстар-1". Долгожданное возвращение на родину не только не принесло им ожидаемого облегчения судьбы, но еще и усугубило положение. По словам обмудсмана, если Верховный суд оставит их за решеткой, она будет лично обращаться к Президенту с просьбой о помиловании.

Объясняя причины авиакатастрофы, Александр Казанцев признает, что закрылки были выпущены позже, чем положено по технологии, однако считает, что не это обстоятельство стало причиной крушения.

— Мне ставили в вину, что я не выполнил команду диспетчера: "Остановитесь", но такая команда противозаконна. К тому же существует рубеж скорости, после которого безопаснее продолжать взлет, чем выполнять остановку, и в нашем случае он был уже превышен. Поэтому мною было принято решение продолжать взлет, и экипаж должен был направить на это все силы. Если бы бортинженер (скончался по дороге в больницу. — Авт.) не выключил двигатели, а это произошло на высоте 40 метров, ничего бы не случилось.

Однако в случившемся командир экипажа винит не бортинженера, а второго пилота, который обязан был контролировать его действия и не допустить отключения двигателей. По мнению Казанцева, этот человек был элементарно профнепригодный, попал в экипаж "по блату". Все остальные оказались как бы у него в заложниках.

Что касается "человеческого фактора", то он тоже имел место. По словам Александра, ко времени взлета он и бортинженер работали сутки, не имея возможности полноценно отдохнуть. График работы летчиков устанавливает авиакомпания, условия работы в которой очень тяжелые. Причем, такая практика выжимания из людей всех соков существует повсеместно.

— То, на что идет наш летный состав, никогда не позволит себе летчик "Люфтганзы", — с горечью констатирует Александр. — Посмотрите, к примеру, кто сейчас летает в Африке — украинцы, россияне, белорусы. Они реально рискуют своим здоровьем, своими жизнями. Мой коллега побывал в этих условия, заболел, но так и не получил обещанную страховку. По документам выходило, что малярию он подхватил... в Белой Церкви. Сейчас на авиарынке переизбыток рабочей силы, и авиакомпании пользуются этим, считая, что облагодетельствовали каждого, кого взяли к себе. Опытнейшие пилоты вынуждены идти на любые условия, а кто не согласен — от тех избавляются. У летчиков даже не существует своего профсоюза, как у авиадиспетчеров.

Как утверждает Казанцев, он до сих пор не получил причитающуюся ему зарплату за время после катастрофы. На вопрос о дальнейших планах пострадавший пилот ответил следующим образом:

— Суд не ограничил меня в праве на полеты. Но это мое личное... Если и вернусь к штурвалу, то не в структуре грузоперевозок. Сейчас я намерен отстаивать права своих погибших товарищей. Авиакомпания выплатила их семьям только зарплату. Никакой материальной помощи и, насколько я знаю, никакой страховки... Этот вопрос я намерен решать через суд.

В свою очередь Нина Карпачова заявила о своем намерении представить в парламенте проблему обеспечения прав летчиков и безопасности полетов.