1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (1852) за 16.09.2004

"МАСТЕРА И МАРГАРИТУ" С АНАСТАСИЕЙ ВЕРТИНСКОЙ ПОКАЗЫВАЮТ В РЕСТОРАНАХ И КЛУБАХ

Экранизация "Мастера и Маргариты" — мечта всей жизни Владимира Бортко

Экранизировать роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" мечтали многие советские кинематографисты, но только Юрию Каре удалось практически реализовать замысел, и его фильм мог бы претендовать на успех в качестве первой российской экранизации романа Булгакова. Да и состав актеров был весьма красноречив: Маргариту сыграла Анастасия Вертинская, Воланда — Валентин Гафт, Коровьева — Александр Филиппенко, Пилата — Михаил Ульянов.

Все сцены фильма успешно отсняли, однако возник конфликт между Юрием Карой и продюсером фильма по поводу окончательного монтажа отснятых сцен. Пока шла перепалка, дошедшая до суда, в 1994 году кинопленка с фильмом "Мастер и Маргарита" исчезла. Выдвигались различные версии гибели фильма. Среди виновников в остановке работы над ним называли и наследника Булгакова — Сергея Шиловского, который-де был от экранизации Кары не в восторге.

Во время недавнего приезда Шиловского в Киев мы встретились с ним, чтобы расспросить об истинных причинах, не позволивших выйти на экраны первой экранизации Булгаковского романа. Кстати, выяснилось, что фильм не пропал.

Сам Шиловский к сплетням вокруг экранизации и нападкам в свой адрес относится с юмором: "Была большая дискуссия в прессе, но на 90% факты исказили. По мнению Кары, например, я выглядел дряхлым пенсионером, который не встает с постели. По его же высказываниям, мой отец на почве ревности стрелял в Булгакова. Он перепутал все на свете, притом, что моему отцу тогда было всего шесть лет".

Кара начал снимать свой фильм в 1993 году и через год съемки закончили. Если бы он тогда же, в 1994 году, пришел ко мне, все, наверное, было бы нормально, и фильм благополучно вышел бы на экраны. Но в этот момент он со своим продюсером начал выяснять, кто главный, кому принадлежит фильм, когда его следует показывать и как доработать отдельные сцены. Продолжалась эта эпопея три или четыре года. Они судились. Кара требовал одну копию для показа на кинофестивалях, продюсеры посчитали, что фильм не готов. Все закончилось тем, что суд признал: Кара не имеет прав никаких на фильм.

И вот, пока они судились, я искал режиссера для фильма. "Мастером и Маргатритой" до Кары интересовались многие, например, Элем Климов. Они приходили еще к Елене Сергеевне (жене Булгакова. — Авт.). Однако в тот момент я не нашел никого из российских режиссеров, кто бы заинтересовался проектом.

В 1996 году к Шиловскому вновь пришли продюсеры фильма, отснятого Карой, однако выяснилось, что картина пропала.

— Они пришли ко мне и сказали: "Вы знаете, картины нет, но, возможно, мы ее найдем или склеим по частям. Сейчас она, конечно, недоработана". И показали мне фрагменты.

— Вам не понравилось увиденное?

— Это было покартинное перечисление романа, мне показали почти все эпизоды. Там, конечно, был звездный актерский состав, однако в тот момент картина была абсолютно не готова с точки зрения монтажа, и в общей сложности шла около 4 часов. Из того, что мне очень не понравилось — очень много обнаженной натуры, если говорить очень мягко. Наше кино как раз переживало соответствующий период, очень модный. Я им сказал, что фильм не готов, некоторые сцены мне не нравятся, и я пока не могу говорить о сотрудничестве.

Сложно теперь судить, к добру ли неудача "Мастера и Маргариты" Юрия Кары. С одной стороны, фильм, который своевременно не вышел на экраны, во многих технических отношениях теперь устарел, и вряд ли им заинтересуются кинопрокатчики. Сделать телеверсию фильма тоже невозможно ввиду готовящейся экранизации телевизионного фильма Владимира Бортко. С другой стороны — фильм Кары интересен с "исторической" точки зрения, не говоря уже о его актерском составе.

— Я теперь даже не знаю, что с ним будет. Хотя тем не менее, я во всех договорах, которые заключаю, предусматриваю возможность выпуска этого фильма.

— Вас ведь считали противником работы над этим фильмом?

— Это неправда абсолютная. Относительно недавно я им вновь написал, что у меня один проект с Бортко, другой проект с американцами, и брать старый фильм, который теперь не очень художественно интересен, на мой взгляд, абсолютно невыгодно, но я учитываю свои прежние обещания.

— Что вам известно о фильме Кары, его удалось найти или он не пропадал?

— Кара очень давно над этим фильмом не работает. Последнее,что я знаю — сделали что-то вроде ресторана-клуба где-то на окраинах Москвы, где у них есть опускающийся экран, на котором периодически этот фильм показывают. Это попытка как-то привлечь инвесторов. А потом я услышал о других показах, но мне заявили, что это были некоммерческие показы.

— То есть, фильм не пропал?

— Нет. Он, думаю, доработан, или, скорее, по-новому смонтирован. Прошло более 10 лет, и качество пленки, комбинированных съемок морально устарело.

— Вы без скандалов общались с режиссером Владимиром Бортко, когда он задумал экранизировать в конце 80-х "Собачье сердце"?

— Тогда был другой период, авторские права не действовали. Что касается художественного уровня этого фильма — "Собачье сердце" явилось именно той самой отправной точкой. Режиссер Бортко, считаю, один из лучших режиссеров, когда либо снимавших по Булгакову. Его фильм "Собачье сердце" мне показался очень и очень Булгаковской работой.

— А как вы обсуждали с ним экранизацию "Мастера и Маргариты"?

— Бортко начинал работать на кинокомпании "Киномост". Они обратились ко мне в 2001 году, и мы договорились о телевизионном фильме, который включал бы 8—10 серий. И мы практически обо всем договорились, но они захотели часть сцен с Котом Бегемотом делать на компьютерной графике и покупать ее в Голливуде — на американские деньги — а это противоречило предыдущим моим договоренностям с американской стороной. Позвонил мне Бортко, он очень экспансивный человек, мы с ним вообще вначале разговаривали на повышенных тонах. Но во всем разобрались. Я спросил: "Вы готовы сделать этот проект в другом месте?" Он сказал: "Я не знаю, я больной человек и мне жить осталось недолго. И когда, спустя два года, я нашел очень солидных партнеров, которые сказали, что можно меньше,чем за год,все сделать, Бортко тогда вздохнул с облегчением — "сбылась мечта моей жизни". А компьютерная анимация будет делаться в Голливуде — но без американских продюсеров.