1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №209 (1853) за 17.09.2004

СЛАВЯНЕ "ЗАВОЕВЫВАЮТ" ЧЕРНЫЙ КОНТИНЕНТ

"Здоровенькі були!" — таким неожиданным для африканских широт восклицанием встретили нас пилоты и техники вертолета Ми-8 в аэропорту Бата. Это второй по значимости город, который называют экономической столицей Экваториальной Гвинеи. Столица политическая — Малабо.

Земляки, чувствовалось, соскучились по своим. Наперебой стали жадно расспрашивать: ну, как там родная Борщаговка, что нового в Киеве, Украине, кого президентом выберут, почем нынче бензин, каков курс гривни к доллару и евро. Писем тут не пишут, только звонят, но много ли наговоришь по междугородке...

НАШИ!

Еще перед вылетом в Африку рассказывали: там, мол, и наших увидите — летчиков, вертолетчиков, топографов-геодезистов. Кто по своей воле в дальние края за романтикой подался, кого нужда заставила (таких куда больше, ведь не всем работа на родине находится, вот и едут "світ за очі").

Киевлянина Вадима Полякова называют одним из старожилов Африки. Потомственный летчик, освоил несколько типов воздушных судов. В Экваториальной Гвинее уже не первый год. Возглавляет авиакомпанию "Герта", выступая при этом "играющим тренером" — летает на Ан-24 командиром, вторым пилотом, сам проверяет билеты у пассажиров перед посадкой...

Ритм жизни у аборигенов нетороплив. Спешить особенно некуда, и незачем. Любимое слово: "Маньяна", что с испанского — "Завтра". Однако со всеми без исключения тамошними чиновниками Вадим решает вопросы по жесткому принципу "Сегодня на сегодня": "Ждать-прохлаждаться некогда, много надо успеть, а то засохнешь".

К его взрывному, реактивному характеру тут долго не могли привыкнуть. Убедившись, что Поляков не отступит, и "маньяна" не из его лексикона, приняли правила игры, которые задал украинец. Под стать и другие летчики — Андрей из Киева, крымчанин Юрий, обслуживающие самолет техники. Фамилии называть не захотели, объяснив, что лишняя реклама им, да и оставшимся в Украине семьям ни к чему:

"Напишите в газете, что все нормально, живы-здоровы, скоро увидимся, пусть не беспокоятся".

Российские пилоты о коллегах-славянах из Украины отзываются тепло:

"Настоящие профессионалы, куда скажут, туда и полетят, как пионеры, всегда готовы. Выполняют правительственные, международные заявки... Мы друг друга знаем, дружим. Недавно был День воздушного флота — вместе отмечали. Новостями обмениваемся, каждый торопится чем-то хорошим поделиться... И Ан-24 в этих условиях надежны, неприхотливы, ни зноя, ни влажности не боятся, не ровня западной технике".

Пригоняли сюда американские, европейские самолеты — не потянули. Антоновские машины обходятся дешевле. Как и экипажи.

ТОЧКА НА КАРТЕ

Мой отец, в прошлом инженер-геодезист, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В девятом классе даже взял меня как-то в командировку в Прикарпатье — носить рейку... Как же я удивился, узнав, что наши топографы и геодезисты "отметились" за тысячи километров от Украины, в Африке!

В городке Монгомо показали геодезический знак, определяющий точные координаты на местности и высоту над уровнем моря. Он установлен нашими специалистами.

"Раньше геодезического обосновании для территории этой страны не существовало, — рассказал "Сегодня" руководитель экспедиции авиационного расчетного центра Государственной службы геодезии, картографии и кадастра Анатолий Сухина. — Это первое. Работы проводились в позапрошлом году. Всего установлено около трех десятков подобных знаков. Сейчас продолжается картографирование местности, что даст возможность реализовать крупные проекты в строительстве дорог, объектов, коммуникаций".

Для Анатолия, владеющего испанским, это не первая загранкомандировка. Когда-то работал на Кубе. Не впервые и в Африке. Говорит, поначалу было трудновато. Но освоился, приобрел массу друзей и знакомых.

Однажды автомобиль, в котором ехали несколько наших ребят, прямо среди джунглей провалился в яму. Дело было под вечер, темнеет здесь быстро. Пока тянули "из болота бегемота", приводили машину в божеский вид, совсем смерклось. В суете один, кто колдовал под днищем, повредил позвоночник. Надо срочно ехать, а авто ни с места. От комарья спрятались в салоне да, не подумав, врубили кондиционер... Через полчаса интенсивной работы аккумулятор приказал долго жить... Травмированному становилось все хуже... Не дождавшись возвращения коллег, Сухина отправился навстречу... И тут, как назло, хлынул затяжной тропический ливень... Африканское бездорожье — не чета украинскому: джип выл, ревел, буксовал, но не ехал... И пешком не дойти... Пришлось Анатолию заночевать в близлежащей деревеньке, прямо на циновке... Добрался к терпящим бедствие соратникам, которые уж не чаяли увидеть спасение, лишь к исходу вторых суток. Успел!

Так что не розами устлан путь в глубь гвинейских джунглей нашим геодезистам. И честно заработанные ими франки пахнут не удивительной красоты орхидеями, а крепким мужским потом, риском и опасностями.

И ЗЕЛЕНОЕ МОРЕ ДЖУНГЛЕЙ

Владимир Никитин и его молодой коллега Евгений Водопьянов — экипаж вертолета Ми-8. Оба, хоть и в разное время, заканчивали Кременчугское летное училище. Потом жизнь разбросала — кого на Крайний Север, в Воркуту, кого в Ленинград-Петербург. Оказались в одной авиакомпании, которая уже несколько лет работает по контракту в Экваториальной Гвинее. Экипажи трудятся вахтовым методом, по четыре месяца. Возят грузы, пассажиров, выполняют разовые облеты по заявкам местных организаций и зарубежных фирм. Простаивать не приходится. Не то, что дома.

Мы летали их вертушкой на северо-восток, к самой границе с Камеруном, затем — на юг, к кордону с Габоном. Из открытого иллюминатора открывались бескрайние просторы джунглей. Пейзажи — только кистью работать: водопады, реки, селения, узкие, петляющие красноватыми змейками, дороги. Небо здесь тоже невероятных красок: ярко-синие цвета вдруг сменяются пепельно-серыми, и облака наползают на горные вершины, а вертолет порой совершает такие пируэты, что невольно ощущаешь себя воздушным каскадером.

"Первое, что поразило, когда только прилетел, — природа, — говорит Владимир Иванович, которого шутя называют "воркутинским волком". — Никогда такого не видел — 26 лет ведь на Севере отлетал, а там совсем другое. Потом свыкаешься, к деревьям экзотическим, фруктам, зверькам, ящерицам, которые снуют под ногами, относишься как к неотъемлемому атрибуту здешней жизни. Иной раз и в джунгли осмеливаемся войти, хотя поначалу боязно было".

НЕПРИЯТНОСТЬ ЭТУ МЫ ПЕРЕЖИВЕМ

Все в Экваториальной Гвинее вроде бы неплохо. И комфорт в отелях на уровне трех-четырех звезд, и вода горячая в кранах имеется, и магазины, рынки радуют достатком, хотя продукты питания, за исключением фруктов и хлеба, завозные.

Одна напасть — комары. Не простые, а малярийные. Питерцы рассказывали: практически всех европейцев, кто прибыл сюда всерьез и надолго, сия неприятность не обошла. Тот же Вадим Поляков выздоровел аккурат в день нашего приезда. Укус "москитос", кстати, незаметен глазу, и насекомое способно непостижимым образом забраться даже под накомарник.

Фанзидар, другие известные в Украине препараты (их, кстати, применяют и наши миротворцы в Либерии, Сьерра-Леоне) помогают не очень. Они, как правило, только загоняют болезнь вглубь, поражают печень. Температура высокая и трясет "как после похмелья, пот градом и жить не хочется". Случались и летальные исходы...

В местных аптеках продается китайское лекарство с мудреным названием артимитерий в упаковках по шесть ампул. Цена около $20. В первый день внутримышечно вводят содержимое двух ампул, а потом каждый день по одной — остальные. Говорят, ставит на ноги моментально.

Моя коллега-телевизионщица Валентина, единственная из группы летела в Африку вообще без единой прививки. Пока вроде не жалуется. Это тот случай, когда на вопрос, что привез из командировки, можно смело говорить: время покажет.

Впрочем, пилоты не унывают:

"Для нас малярия — что насморк".

ДА ТУТ ОДНИ СВОИ!

Еще во времена Союза у нас обучалось много студентов из Экваториальной Гвинеи. Немало из них сейчас занимают уважаемые должности в правительстве, государственных структурах. Так, глава парламента, он же руководитель палаты народных представителей Нгуэма Овоно, с которым мы имели непродолжительную встречу, а затем побывали на пленарном заседании высшего законодательного органа страны, встретил нас по-русски:

"Здравствуйте! Давайте знакомиться. Я — Саломон из Харькова!"

Оказалось, спикер учился в Харьковском медицинском институте, сохранил о нем приятные воспоминания, считает нашу систему здравоохранения если не лучшей в мире, то по крайней мере одной из передовых. И убежден, что украинские врачи могли бы найти применение своим опыту и знаниям в его стране.

Посетивший Украину в сентябре министр иностранных дел Экваториальной Гвинеи Пастор Ондо Биле заканчивал подготовительный факультет Донецкого госуниверситета, после чего учился в Криворожском горном институте по специальности "Технология добычи подземных природных ресурсов".

Офицер безопасности президентской охраны Фаустино Тито учился, как он выразился, в ГВФ (ныне — Международный университет гражданской авиации).

Сопровождавшие нас в командировке ответственные товарищи если не говорили, то неплохо понимали и русский, и украинский. При этом делая вид, что незнакомы с ними. Зачем, никто не разгадал.

"АСТА ЛА ВИСТА, ГВИНЕЯ ЭКВАТОРИАЛЬ!"

Все хорошее когда-нибудь кончается... Закончилась и наша командировка в далекую экзотическую страну. Вернувшись, мы узнали о подписании контракта на поставку в Экваториальную Гвинею украинского самолета Ан-74. В конце ноября на два месяца туда для проведения аэрофотосъемки отправится группа наших топографов на Ан-30. Ребята да и гвинейцы приглашали прилететь снова:

"В национальном парке побываете, слонов, крокодилов, леопардов увидите. Новый год вместе встретим — сначала по киевскому времени, а спустя два часа — по местному. Представляете, Новый год на экваторе! Только снова прихватите сала, черного хлеба, селедки и свежих газет".

Как пить дать, начальство не отпустит.

Но как же хочется...

Аста ла виста?