1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (1858) за 23.09.2004

" ЖИВЫ?" — СПРОСИЛ ГОФФМАН ПОСЛЕ ОЧЕРЕДНОГО ВЗРЫВА

Ежи Гоффман завершил в Киеве первый этап съемок документального фильма "Украина". Съемочная группа во главе с Гоффманом и оператором Ярославом Жамойдой побывали во Владимирском соборе, Национальном художественном и историческом музеях, Киево-Печерской лавре и Софиевском соборе. Три отдельные группы отсняли самые значимые с исторической точки зрения места Центральной, Восточной и Южной Украины — Батурин, Хортицу, херсонские степи и крепости Крыма. На днях состоялся последний съемочный день в Киеве — за считанные часы до вылета режиссера в Варшаву. Совершенно спонтанно Гоффман задумал снять на киностудии Довженко единственный пока "художественный" эпизод — сцены Полтавской битвы. "Голубой Огонек" понаблюдал за работой Гоффмана и пообщалась с режиссером.

Перенесший операцию по замене тазобедренного сустава, 72- летний Гоффман передвигается в высокой траве с помощью костыля, но утверждает, что "чувствует себя все лучше и лучше". Пожелав нам доброго утра, Гоффман закуривает сигарету, щурясь от первых лучей солнца. "У меня к вам огромная просьба — пожалуйста, не фотографируйте со вспышкой во время съемки, иначе придется все забраковать. И Боже вас упаси подходить близко вон к тем белым флажкам — там будут взрывы" — предостерегает режиссер. "Недавно был сильный ливень, а поскольку сегодня последний съемочный день, мы очень переживали за погоду, — делится с нами опасениями Гоффман, — Впрочем, просто пасмурная погода нам бы подошла — так лучше видны взрывы, огонь и дым".

Гоффман не редкий гость в у нас, поэтому его уже мало что удивляет в нашей стране.

— Но Украина мне неимоверно интересна и я считаю ее страной с огромным потенциалом — особенно если говорить о природе и о людях, — рассказал режиссер "Голубому Огоньку", — Люди из моей съемочной группы, впервые приехавшие в Украину, просто ошеломлены пейзажами: масштабы ведь абсолютно другие, чем в Польше. Но какие масштабы, такие и проблемы. Через эту землю проходили разные народы, представители разных культур — что с одной стороны дало Украине очень красивых женщин, а с другой стороны, эти степи были дорогой, по которой проходили все завоеватели, принося все несчастья, которые только можно представить. А так, те же самые проблемы, что и в Польше... Отношение к вашей стране у меня особое, личное. Моя покойная жена Валентина была киевлянкой, она сыграла в моей жизни, и в личной, и в творческой, огромную роль. Здесь у меня родственники со стороны жены и много друзей. Кроме того, я уже снимал здесь части "Пана Влодиевского" и "Потопа", принимал участие в работе над "Трудно быть богом".

— С какими трудностями вы сталкиваетесь сейчас во время работы?

— Конечно, документальное историческое кино снимать легче, чем художественное: когда на голове у тебя не сидят постоянно актеры и кони... Без всего этого намного привольнее жить (смеется).

Режиссер отвлекается от разговора и внимательно смотрит в монитор: "Браво, Ярик!" — Гоффман очень доволен работой своего оператора. "Ему даже объяснять ничего не надо, Ярослав уже сам знает что делать". Поговорив с пиротехниками, Жамойда инструктирует "шведов" и "казаков". Все схватывается на лету, одна-две репетиции и съемки продолжаются. В нескольких метрах от нас раздается оглушительный взрыв, после него — почти такое же громогласное очередное "Браво!" режиссера. "Все живы и здоровы?" — шутит Гоффман.