1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (1859) за 24.09.2004

МУЗЕЙ ИСТОРИИ НА ДНЕ ЧЕРНОГО МОРЯ

Удовольствие — $50 за одно погружение, но, как уверяют бывалые дайверы, это стоит того.

В Крыму неимоверными темпами развивается пока новый для нас вид активного отдыха — подводное плавание, а по-модному — дайвинг. И прогрессировать ему есть на чем. Оказывается, у крымского побережья Черного моря хранится столько интересных объектов, что впору его целиком объявлять историческим заповедником. По самым скромных подсчетам, только судов здесь погибло более тысячи.

ПАМЯТНИКИ АНТИЧНОСТИ...

Прикоснуться к античной культуре можно в акватории заповедника "Херсонес-Таврический" — в Карантинной бухте, которая в древности являлась Херсонесcким портом (с V до н. э.). На здешнем дне много старинной керамики двухтысячелетней давности — глиняная черепица, осколки посуды, остатки амфор, ручек, горловин от пифосов. На глубине 10—12 метров под слоем песка, мелких камней и водорослей угадываются очертания остатков древних строений Херсонеса, даже крепостной стены.

Фрагменты амфор IV в. до н. э. — ХIV в. н. э. можно обнаружить на траверзе бухты Стрелецкая, близ Севастополя. Это остатки греческого винного порта.

...СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЦАРСКИХ ВОЙН

Осколки турецких амфор грушевидной формы с венчиком в виде "отложного воротничка" и с граффити, датированные Х—ХI в. н. э., встречаются у полуострова Меганом (Судакская бухта). С древности и до настоящего времени под отрогами полуострова укрывались корабли от непогоды, но не всем удавалось удержаться на якоре.

В месте, где в море впадает река Качи (район Севастополя), на 20-метровой глубине на грунте с заметным креном на левый борт гордо стоит английский парусник, предположительно именуемый "City оf Lodo". Он затонул в ноябре 1854 года во время урагана, когда англичане и их союзники по Крымской войне потеряли 60 судов. Есть остатки палубы, кормовая часть с бронзовым баллерем руля и шпангоуты, обросшие морскими отложениями. Шпангоуты прошиты большими бронзовыми гвоздями полуметровой длины. Рядом с "City оf Lodo" торчат фрагменты мачты римской галеры, которая погребена в песке.

На траверзе бухты Камышовая есть могила трех кораблей англо-французской эскадры, появившаяся 2 ноября 1854 года. Бухта богата и фрагментами амфор раннего средневековья. Хорошо сохранившийся греческий амфоровоз лежит на глубине 25 м в районе Фороса, недалеко от парохода "Александр I", разбившегося о скалы в начале XIX века. А в Балаклавской бухте — известный английский корабль "Черный Принц" с пушками, перевозивший, по преданиям, миллионы золотых монет для солдат английской армии. С начала прошлого века у мыса Тарханкут на глубине 52 м лежит еще более древний расколовшийся сухогруз "Цесаревич Алексей", затонувший от подрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером "Мдилли".

ФАШИСТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

В районе Евпатории на глубине 20 м и на расстоянии 150 м друг от друга покоятся хорошо сохранившийся фашистский охотник за подводными лодками UJ-102 и обломки малого немецкого транспортера "Sata-Fe". Последний пошел на дно в результате торпедной атаки советской подлодки 23 ноября 1943 года, когда следовал в составе конвоя из Констанцы в Севастополь. На борту 126-метрового "Sata-Fe" находилось 12 штурмовых орудий StuG III, два Ягд панциря (новый истребитель танков, выпускался под личным контролем Гитлера) и почти 1300 тонн разнообразных военных грузов. Именно из-за этого снаряжения погиб вместе с экипажем UJ-102, который должен был взорвать остатки "Sata-Fe", чтобы советской армии не достались секретные Ягды. 15 декабря 1943-го охотник за субмаринами сбросил в районе нахождения "Sata-Fe" несколько глубинных бомб, из-за чего боезапас на транспорте сдетонировал и потопил UJ-102.

В акватории озера Донузлав (мыс Тарханкут) лежит бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия", построенная в 1917—1929 гг., а в 1941-м захваченная немцами в Мариуполе. 25 ноября 1943 г. во время наблюдения за Севастополем ее поразила торпедой советская подлодка. Судно осталось на плаву, но усиливающееся волнение и ветер не дали отбуксировать его к берегу. На сегодняшний день — это самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине (30 м). Трюмы открыты, в них видны пушки (часть из них исчезла — продана в музеи), кассеты с авиабомбами, грузовик и мотоцикл.

В бухте Казачья помимо боевой торпеды, снарядов и гильз всевозможных размеров, ящиков из-под патронов, осколков мин и бомб, ржавых магазинов от винтовок и автоматов, противогазов, небольшого заиленного военного судна, покоится здоровенный немецкий самолет. Что это за машина, до сих пор не установлено. Возможно, это крупный немецкий бомбардировщик "Хенкель-111". Вокруг машины разбросаны кости как минимум десяти членов экипажа самолета вперемешку с немецкими пиропатронами, веслами от надувной лодки, касками, обгорелыми противогазами, сапогами и планшетками. Самолет хорошо сохранился, хотя отчетливо видны следы сильного пожара на его борту.

У Семеиза в акватории мыса Опасных покоится еще один фашистский самолет, модификация которого из-за сильнейших разрушений не ясна. Говорят, он был подбит советским штурмовиком в марте 1944-го, зацепился шасси за скалу и взорвался уже в воде. А в Казачьей бухте лежит немецкий самолет — спасательное судно Дорнье Do.26. Время гибели — декабрь 1943 г.

В районе мыса Фиолент на глубине всего 7 м лежат обломки немецкого тральщика, подорвавшегося на мине в 1942 году. В акватории Камышовой бухты на глубине 78 м покоится сорокаметровая подлодка Первой мировой войны типа ПЛ "Нарвал", предположительно немецкая.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

У мыса Херсонес на глубине 12 м нашел покой советский самолет И-16, погибший здесь в 1944 году. Он был сбит немцами и упал носом в воду. Машина неплохо сохранилась: есть и двухлопастный пропеллер, сильно дефрагментированная носовая часть и обросшие водорослями пулемет, двигатель, приборная доска, фюзеляж. Недалеко лежит боезапас — три больших круглых магазина со сложенными лентами с патронами, а у хвостовой части — прекрасно сохранившийся шелковый парашют. Здесь же на глубине 26 метров покоится минный заградитель Дооб водоизмещением 250 т. Он погиб в 1942 году и был обнаружен в начале августа прошлого года.

Мыс Маргопуло, где в советские времена находилось ракетное стрельбище — место гибели самолета ЛаГТ-3, ушедшего под воду в 1947 г. От самолета остались хвост и каркас. А в воспоминании о стрельбище на глубине 8—10 м — стартовые двигатели от ракет и единственное в мире устройство для постановки мин для заграждения входа в бухту. Тут разбросано множество тележек для доставки мин, каких-то деталей и металлических предметов.

Стрельбище для подводных лодок можно посетить в Мраморной балке (мыл Феолент) на глубинах 40-80 м. Район стрельбища усыпан неудачно выпущенными торпедами и обломки разбитых мишеней. Есть здесь затопленная учебными ракетами подводная лодка. У мыса Лукул в трех метрах от берега на глубине 42,7 м лежит подводная лодка "Малютка" (М-12), а чуть дальше — советский самолет Ту-24. Под Евпаторией на 14-метровой глубине покоится затопленное уже в послевоенные годы наше военное судно "Ураллес".

В Феодосийском морском порту, всего в 800 м от берега на глубине 15 м лежит когда-то знаменитый советский военно-транспортный теплоход, носивший имя французского социалиста "Жан Жорес". В январе 1942 года при входе в порт он уклонился от курса, зашел в запретный для плавания район и подорвался на магнитной мине. Образовалась большая пробоина, но через два часа матросы смогли остановить течь. Однако командование отдало приказ о затоплении теплохода, неспособного самостоятельно двигаться. Вместе с судном затонули 40 автомашин, 6 артиллерийских орудий и боезапас.

ЧЕРНОЕ МОРЕ — КЛАДБИЩЕ ЯКОРЕЙ

Но особенно крымские прибрежные воды богаты на якоря. Различных эпох — от античных свинцовых, времен Крымской кампании 1854—56 гг. до относительно современных с довольно крупных кораблей — встречаются в Карантинной бухте. На глубине 20 м здесь покоятся два полутораметровых якоря-генерала XIX века, причем один с цепью. На нем видны обрывки веревок и даже разорванный резиновый парашют — свидетельства неудачных попыток его подъема. У мыса Херсонес лежат несколько якорей, датируемые Х в. н. э.

УВИДЕТЬ МОЖЕТ ЛЮБОЙ

Дотронуться ко всему этому богатству может любой смертный. Лишь бы здоровье позволяло (в порядке сердечная и кровеносная система, органы дыхания, нос, уши). Для этого нужно приехать в Крым, прихватив с собой ласты, маску, гидрокостюм, баллоны с кислородом, компенсаторы плавучести, регулятор глубины, еще пару-тройку приборов, а также несколько кг свинцовых грузов — в общем 20—25 килограммов амуниции. Правда, все это можно с собой и не тащить, а обратиться за помощью в одно из десятков крымских дайвинг-клубов, которые имеются во всех крупных прибрежных городах, включая Гурзуф, Ялту и Судак. Тут приезжему помимо оборудования предоставят инструктора, который научит дышать, двигаться под водой и лично проведет его по морским лабиринтам.

Удовольствие — $50 за одно погружение, но, как уверяют бывалые дайверы, это стоит того. Доказательство тому — увеличивающееся из года в год количество желающих побродить по морскому дну. "Один заболел дайвингом, на следующий год затащил на глубину жену с детьми, далее пошли друзья и т.д.", — поставил свой диагноз происходящему один из крымских инструкторов. Другой рассказал "Сегодня", что этим летом не снимал гидрокостюм с раннего утра до полуночи: "На глубину отправляем в день по нескольку больших групп. И чувствую, что продлится это до поздней осени".

Как оказалось, "зимовки" у крымских дайверов нет — в Черном море можно нырять круглогодично. Некоторые клубы даже Новый год встречают под водой. "У нас такая традиция, — поделился с нами представитель Центра подводного плавания Севастополя Сергей. — За несколько минут до наступления Нового года погружаемся в выбранную заранее бухту. Как только наступает полночь, открываем под водой шампанское и тот час из-за валунов появляется подводный Дед Мороз в виде Нептуна, который раздает подарки".