Выпуск газеты Сегодня №216 (1860) за 25.09.2004
КАК МЫ ВЫДВОРЯЛИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ
МНОГО ЕЛИ И ГОВОРИЛИ
Это обычная практика: в Россию жители восточных стран, мечтающие отыскать благополучие на сытом и цивилизованном Западе, прибывают легально, а в Украину и через нее пробираются "на птичьих правах" — без денег, без документов, надеясь на то, что люди, взявшие за незаконную переправку через границу бешеные деньги, не лгали, обещая, что у них "все схвачено". Расчитывали на удачу и эти 22 маленьких человека. Через восточный кордон Украины им удалось пробраться, и даже в Киеве, где для нелегалов обычно организовывают "отстой", остаться незамеченными милицией. А западный кордон преодолеть не удалось. В разное время и в разных местах все они были задержаны в приграничной зоне Закарпатской области и на время, необходимое для выяснения, подтверждения личности и оформления проездных документов, помещены в пункт временного содержания нелегальных мигрантов, расположенный в Павшино на територии Мукачевского погранотряда. Проживание и питание там обеспечивается за счет международных благотворительных организаций, хотя немало средств на все это тратит и Украина.
Относительно довольствия, как заверил меня Сергей, конвоирующий граждан Китая из Павшино до Киева, то на него "путешественники" точно не жаловались. На вопрос о том, что делали в поезде, ответил лаконично:
— Много ели и много говорили. Остатки еды увозят с собой, видимо, в качестве подарков родственникам. Видите кульки? Там консервы, крупы, выпечка. Личных вещей у них практически нет.
ПОБЕГ ИСКЛЮЧЕН
Выстроившись колонной, китайцы и китаянки шествуют к Южному вокзалу, возле которого, как сообщил Андрей Федосеев, их уже ожидает транспорт. Удивляюсь, что конвоиров всего несколько. Правда, с "корректного" расстояния за пушественниками наблюдает еще и милиция, но все равно мне кажется, что сбежать и затеряться кое-то из них в толпе можно запросто.
— Побег фактически исключен, — заверяет Андрей Федосеев. — Во-первых, китайцы очень дициплинированные, во-вторых, куда им деваться в Киеве? Некуда, да и интереса такого нет. Украина для нелегалов — не больше, чем транзитный маршрут. Целью, как правило, служат такие страны, как Венгрия, Германия, Австрия, Италия. У большинства мигрантов в этих странах уже осели родственники и, что очень вероятно, даже договорились о трудоустройстве своих близких. Тамошним хозяевам нужна дешевая рабочая сила.
Переводчика при группе нет. За время пребывания в Павшино китайцы выучили несколько украинских слов — "прикордонники", "хліб", "борошно", "їсти", но этого явно недостаточно для общения. Правда, у меня создается впечатление, что паренек в ярко-красной футболке понимает по-русски — слишком уж пристально и хитро смотрит он на нас, но от разговора чужеземец категорически уклоняется.
От старшего лейтенанта погранслужбы Ольги Хливнюк, на руках у которой находятся документы на выдворение, узнаю, что многие из тех, кого мы сегодня сопровождаем, родом из провинции Фунжин, но есть и жители Пекина. Возраст — от 18 до 33 лет. Одна из самых старших — 41-летняя Ху Йонгфенг. С трудом у нее удается узнать, что в Венгрии сумела устроиться сестра Ху, которая обещала и ей доходную, по меркам Китая, работу. Большинство мужчин из группы якобы стремились в Италию подрабатывать на стройках.
Друг с другом китайцы разговаривают и вправду много, часто хихикают, а то и дружно заливаются смехом. Но когда кто-то из них отворачивается от "бригады", на лицо, словно туман, наползает неподдельная грусть.
НЕКОМФОРТНАЯ ПОЕЗДКА
Нелегалов грузят не в автобус, как я полагала, а в крытый брезентом грузовик с надписью "Люди", по бортам которого тянутся грубые деревянные доски. Трястись на таких до Борисполя — удовольствие сомнительное. Однако Андрей Федосеев заверяет, что никакой дискриминации в этом нет. Машина принадлежит тыловой киевской погранчасти, в ней перевозят личный состав. И нелегалов тоже, поскольку другой, такой же по вместительности, нет. В подтверждение своих слов полковник сам забирается в набитый уже донельзя неуютный фургон. То же самое приходится делать фотокорреспонденту "Сегодня". Единственное комфортное место в кабине возле водителя мужчины уступают мне.
По дороге в аэропорт наш грузовик заезжает за проездными документами, а в самом "Борисполе" граждан Китая окружают видеокамеры подоспевших к отправке телевизионщиков. Тут уж беднягам явно становится не до шуток. Проходя погранконтроль, они закрывают свои лица и в зале ожидания вздыхают с явным облегчением, когда толпа журналситов начинает редеть. Посадку в самолет фотографировать запрещают. Известно только, что это "Боинг" компании "Люфтганза".
Покидая "Борисполь", я думая о том, что в эту же минуту в других странах в таком же зависимом положении могут находиться наши соотечественники. Так же, как эти китайцы, искавшие удачи, так же ее не нашедшие и так же, будучи задержанными, подлежащие выдворению. Есть данные, що ежегодно за рубеж нелегально выезжают порядка 300000 украинцев.