1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №216 (1860) за 25.09.2004

КАК МЫ ВЫДВОРЯЛИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ

На вокзале "Киев-пассажирский" нас встречает начальник отдела по работе с иностранцами администрации Госпогранслужбы полковник Андрей Федосеев. Пока ожидаем прибытия состава "Киев—Чоп", он рассказывает, что изначально планировалось в один день отправить на родину более 60 нелегалов, однако Посольство Китая изыскало возможности оплатить перелет 40 человек за счет их родственников. Наверняка такая перспектива не очень порадовала "спонсоров", однако диппредставительство Поднебесной ревностно относится к тому, чтобы не ввергать Украину в лишние расходы. Посольство Китая, по словам моего собеседника, легче всего идет на сотрудничество и делает все возможное, чтобы процесс возвращения нелегальных мигрантов на родину был хорошо отлажен. Вот и для той группы, которая сейчас сходит с прибывшего на 5-й путь состава, уже готовы специальные проездные документы, дающие право на перелет "Киев—Пекин". Паспорта-то давно отобрали переправщики.

МНОГО ЕЛИ И ГОВОРИЛИ

Это обычная практика: в Россию жители восточных стран, мечтающие отыскать благополучие на сытом и цивилизованном Западе, прибывают легально, а в Украину и через нее пробираются "на птичьих правах" — без денег, без документов, надеясь на то, что люди, взявшие за незаконную переправку через границу бешеные деньги, не лгали, обещая, что у них "все схвачено". Расчитывали на удачу и эти 22 маленьких человека. Через восточный кордон Украины им удалось пробраться, и даже в Киеве, где для нелегалов обычно организовывают "отстой", остаться незамеченными милицией. А западный кордон преодолеть не удалось. В разное время и в разных местах все они были задержаны в приграничной зоне Закарпатской области и на время, необходимое для выяснения, подтверждения личности и оформления проездных документов, помещены в пункт временного содержания нелегальных мигрантов, расположенный в Павшино на територии Мукачевского погранотряда. Проживание и питание там обеспечивается за счет международных благотворительных организаций, хотя немало средств на все это тратит и Украина.

Относительно довольствия, как заверил меня Сергей, конвоирующий граждан Китая из Павшино до Киева, то на него "путешественники" точно не жаловались. На вопрос о том, что делали в поезде, ответил лаконично:

— Много ели и много говорили. Остатки еды увозят с собой, видимо, в качестве подарков родственникам. Видите кульки? Там консервы, крупы, выпечка. Личных вещей у них практически нет.

ПОБЕГ ИСКЛЮЧЕН

Выстроившись колонной, китайцы и китаянки шествуют к Южному вокзалу, возле которого, как сообщил Андрей Федосеев, их уже ожидает транспорт. Удивляюсь, что конвоиров всего несколько. Правда, с "корректного" расстояния за пушественниками наблюдает еще и милиция, но все равно мне кажется, что сбежать и затеряться кое-то из них в толпе можно запросто.

— Побег фактически исключен, — заверяет Андрей Федосеев. — Во-первых, китайцы очень дициплинированные, во-вторых, куда им деваться в Киеве? Некуда, да и интереса такого нет. Украина для нелегалов — не больше, чем транзитный маршрут. Целью, как правило, служат такие страны, как Венгрия, Германия, Австрия, Италия. У большинства мигрантов в этих странах уже осели родственники и, что очень вероятно, даже договорились о трудоустройстве своих близких. Тамошним хозяевам нужна дешевая рабочая сила.

Переводчика при группе нет. За время пребывания в Павшино китайцы выучили несколько украинских слов — "прикордонники", "хліб", "борошно", "їсти", но этого явно недостаточно для общения. Правда, у меня создается впечатление, что паренек в ярко-красной футболке понимает по-русски — слишком уж пристально и хитро смотрит он на нас, но от разговора чужеземец категорически уклоняется.

От старшего лейтенанта погранслужбы Ольги Хливнюк, на руках у которой находятся документы на выдворение, узнаю, что многие из тех, кого мы сегодня сопровождаем, родом из провинции Фунжин, но есть и жители Пекина. Возраст — от 18 до 33 лет. Одна из самых старших — 41-летняя Ху Йонгфенг. С трудом у нее удается узнать, что в Венгрии сумела устроиться сестра Ху, которая обещала и ей доходную, по меркам Китая, работу. Большинство мужчин из группы якобы стремились в Италию подрабатывать на стройках.

Друг с другом китайцы разговаривают и вправду много, часто хихикают, а то и дружно заливаются смехом. Но когда кто-то из них отворачивается от "бригады", на лицо, словно туман, наползает неподдельная грусть.

НЕКОМФОРТНАЯ ПОЕЗДКА

Нелегалов грузят не в автобус, как я полагала, а в крытый брезентом грузовик с надписью "Люди", по бортам которого тянутся грубые деревянные доски. Трястись на таких до Борисполя — удовольствие сомнительное. Однако Андрей Федосеев заверяет, что никакой дискриминации в этом нет. Машина принадлежит тыловой киевской погранчасти, в ней перевозят личный состав. И нелегалов тоже, поскольку другой, такой же по вместительности, нет. В подтверждение своих слов полковник сам забирается в набитый уже донельзя неуютный фургон. То же самое приходится делать фотокорреспонденту "Сегодня". Единственное комфортное место в кабине возле водителя мужчины уступают мне.

По дороге в аэропорт наш грузовик заезжает за проездными документами, а в самом "Борисполе" граждан Китая окружают видеокамеры подоспевших к отправке телевизионщиков. Тут уж беднягам явно становится не до шуток. Проходя погранконтроль, они закрывают свои лица и в зале ожидания вздыхают с явным облегчением, когда толпа журналситов начинает редеть. Посадку в самолет фотографировать запрещают. Известно только, что это "Боинг" компании "Люфтганза".

Покидая "Борисполь", я думая о том, что в эту же минуту в других странах в таком же зависимом положении могут находиться наши соотечественники. Так же, как эти китайцы, искавшие удачи, так же ее не нашедшие и так же, будучи задержанными, подлежащие выдворению. Есть данные, що ежегодно за рубеж нелегально выезжают порядка 300000 украинцев.