1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №217 (1861) за 27.09.2004

ШОУ ТАЛАНТЛИВЫХ РОБОТОВ

В США прошла III Международная художественная выставка робототехнического искусства и занимающихся искусством роботов. Называли ее забавно — ArtBots: "Шоу талантов роботов", сообщает Membrana.

Участники — роботы, которые показывают все, на что способны. Они рисуют, вырезают, плавают, жужжат, звенят, растут, блуждают, поют и так далее. Их привезли 20 художников и групп из семи стран мира. Организаторами и спонсорами всего этого безобразия (а каждый художник или группа получает "зарплату" в 500 долларов) являются два центра университета Колумбии — компьютерной музыки (CMC) и цифровых медиа (DMC). Организаторы каждый год обращаются к художникам всего света присылать им информацию о своих работах. "Никаких условий или правил для участия не существует: если вы думаете, что это — робот, и считаете, что это — искусство, присоединяйтесь".

Шоу — не соревнование, хотя по итогам каждой выставки вручаются две награды: приз зрительских симпатий и выбор самих художников. На общем фоне ArtBots-2004 выделяется "Машина самосохранения", сделанная американцем Аароном Эрендтом из Лос-Анджелеса в 2001 году из металла, древесины, пластмассы, ткани и ковбойских сапог, которая может отбиться от всех напастей современного мира.

Проект "Три слепых мыши" привлекают внимание тем, там действуют три живых белых мыши. Правда, зрячие Они управляют тремя маленькими стеклянными "автомобилями".

String Ball Collector — это маленькая металлическая машина, которая едет по кругу, пытаясь железной рукой собирать в себя мячики. Иногда получается, иногда нет. Через время на полу вырисовывается картина успехов и неудач машины. Публике, глядящей на все это, авторы Эллен Лэйк и Крис Грин предлагают задуматься о накоплении, навязчивой идее, однообразии, ожидании и разочаровании.

Достаточно зрелищным получился проект Брюса Шапиро из Миннесоты: стальной шарик, будто бы по своей воле, катается по засыпанному песком песчаному кругу, оставляя следы, напоминающие о японском саде камней. Конечно же, шарик движется не сам, его ведут компьютер и магниты. Установка называется Сизиф и, по идее, должна демонстрировать тщетность бесконечного сизифова труда.

Есть на выставке несколько воздушных шаров, которые могут обмениваться информацией о своей форме и движении друг с другом, "используя энергию и присутствие человека", и живут в закрытом помещении какой-то своей, неведомой нам жизнью ("Мысли идут по воздуху"). Есть пластиковые стаканчики с моторчиками, оснащенные фломастерами. Они движутся хаотично и изрисовывают поверхность, как сами хотят.

"Бионический пень" — это робот-скульптура с телом в виде натурального деревянного чурбана должен напоминать озадаченного или раненного человека. Для особо непонятливых у "Пня" есть витиеватое объяснение, мол, "это экстраполируемое столкновение противоречивых человеческих императивов, целесообразности и сентиментальности, которое поддерживает и опровергает утешительное представление о том, что технология может решить любую проблему". Ничего не понятно, но здорово. Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!