1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (1864) за 30.09.2004

ВЫСОЦКИЙ ПОДСКАЗАЛ МНЕ, КАК СЫГРАТЬ В "МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ"

Светлана Светличная считалась воплощением женственности, причем, не советской, а той, манящей, западной — роскошная блондинка с очаровательным разрезом глаз. После роли Анны Сергеевны в "Бриллиантовой руке" ее настигла сокрушительная популярность. На недавно прошедшем в Бердянске 7-м кинофоруме "Бригантина", увидев на сцене хрупкую стильную женщину в мини и с характерной светлой челкой, выбивающейся из-под шляпы, зал взорвался аплодисментами — ее любят и узнают.

У Светличной странная актерская судьба — мало ролей, удивительно мало для такой красивой актрисы.

— Думаю, что я не снималась больше, чем могла сниматься, потому что я очень чувствительная, — объясняет этот парадокс Светлана, — Я неоднократно понимала, что меня берут не только для роли, и не хотела убивать Володю этим (Владимир Ивашов — муж актрисы. — Авт.). Он — однолюб и меня просто обожал. А несостоявшиеся роли... Видите ли, всем почему-то кажется, что актрисы — женщины очень податливые. Но это не всегда так. Реалии же киношной жизни таковы, что, соглашаясь на какую-то роль, можно было ожидать ухаживаний не только со стороны режиссера или еще кого-то из съемочной группы. Были еще чиновники различных рангов и в Министерстве культуры, и в Госкино...

— У вас была нетипичная для советской женщины внешность — это не мешало вам?

— В молодости я не хотела быть похожей ни на кого из советских актрис. Мне хотелось быть похожей на Симону Синоре, Вивьен Ли, Брижит Бардо... И у меня это получалось. Поэтому все думали, что у меня — западный стиль. Но роль Павлины в фильме "Стряпуха" как бы разрушила этот созданный мной образ. Моя героиня Павлина, как и Анна Сергеевна в "Бриллиантовой руке", мне кажется, интересны и сейчас. Кстати, говоря об этой своей роли, хочу заметить, что хотя по тем временам она и считалась достаточно откровенной, я старалась соблюсти чувство меры. Безусловно, я могла сделать в кино намного больше, чем сделала. Даже те режиссеры, которые меня снимали, до конца так и не узнали, какая я. Но я не теряю надежды, что это еще случится. В советское время мне предлагали сниматься за границей. Иностранные режиссеры видели меня не только в кино, а и на международных фестивалях, которые я вела, представляла советские делегации. Знаю, что меня приглашали на роль танцовщицы в один испанский фильм. Но тогда были не те времена для таких предложений. Если бы мне сейчас, например, сделали такое предложение, я бы сама решала, принимать его или не принимать. В советское время за каждого из нас такое решение принимало Госкино. И когда на мое имя из-за границы приходили приглашения на съемки в фильмах, чиновники телеграфировали, что выехать я не могу в связи с тем, что снимаюсь на родине. Но сейчас я не жалею об этом — значит, не судьба была. Если бы это случилось, может быть, я бы зазналась.

— Вы ведь были знакомы с Владимиром Высоцким?

— Да, мне довелось с ним работать на киноплощадке дважды. Первый раз в "Стряпухе", где у меня была главная роль, а у Володи — эпизодическая. Зато через 14 лет уже по настоянию Володи Станислав Говорухин предложил мне сняться в небольшой роли в сериале "Место встречи изменить нельзя". Моя героиня, сестра убитой, Надежда получилась такой запоминающейся на экране благодаря советам Высоцкого. Помните, когда меня допрашивают на кухне, я механически и как-то отрешенно перетираю посуду? Этот штрих к роли мне подсказал Володя. А прическу того времени, чопорную и немного нелепую, я придумала себе сама. Помню, мой папа, посмотрев этот фильм, спрашивал меня: "Светланка, так где ты там снялась, я даже и не понял?" Кстати, меня в этой роли узнают не многие. Но я, в общем-то, этого и добивалась.

— Уставали от мужского внимания?

— Любая мало-мальски обаятельная женщина не может не нравиться мужчинам. Да, естественно, было бы смешно, если бы Светлана Светличная не нравилась мужчинам. Другое дело, что я, может быть, не всегда нравилась тем, кто мне нравился. Мне несказанно повезло, что в жизни у меня был такой мужчина как мой Володя. И после того, как его не стало, я не могу встретить мужчину, который бы на него был похож. Все какие-то... маловоспитанные. А меня Володя приучил к тому, что мужчина должен быть галантен и деликатен.

— И никогда не было искушения завести роман?

— У меня этот грех был. Но, слава Богу, я это все отбросила, и отбросила вовремя.

— Как вы встретились с Владимиром Ивашовым?

— Многие думают, что наша встреча была окутана романтизмом. А все было очень просто — Михаил Ильич Ромм привел к нам на курс Володю. Было это после выхода на экраны фильма "Баллада о солдате", в котором он сыграл главную роль. Должна откровенно признаться, что не влюбиться тогда в Володю Ивашова было просто невозможно. Чтобы понять, каким он был тогда, нужно только представить то время: конец 50-х, мы были скромны в воспитании и в одежде. А он приехал из Америки, где представлял фильм, в джинсах, сомбреро, роскошных рубашках-ковбойках — настоящая голливудская звезда, эдакий супермен. Да что говорить, он уже успел побывать в Америке, Париже, Италии, Испании... В Венеции он получил главный приз за лучшую мужскую роль, Америка была от него в восторге — он исполнял на английском их самые популярные песни. Вот таким я его увидела. Через некоторое время он сказал мне: "Светка, мне кажется, я тебя люблю..." А потом я его взяла и привезла в Мелитополь к родным, где мы сыграли настоящую украинскую свадьбу — с варениками, салом и ряжеными.


ДОСЬЕ
Светлана Афанасьевна Светличная родилась в 1940 году в Ленинакане (Армения). После войны семья переехала в Мелитополь. В 1963 году Светличная окончила ВГИК. В кино дебютировала в 1960 году. Звание заслуженной артистки РСФСР ей было присвоено в 1974 году.