1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (1865) за 01.10.2004

К НОЯБРЮ ПОДЕШЕВЕЕТ БЕНЗИН

Правительство и крупнейшие нефтекомпании 27 сентября подписали протокол о создании условий стабильности на рынке горючего. Документ пролонгировал на октябрь сохранение фиксированных розничных цен на бензин А-95 в 2,9 грн./литр, А-92 — 2,75, низкооктановые марки — 2,65, дизтопливо — 2,5 грн.

На сей раз среди нефтетрейдеров не нашлось "отказников": под документом стоят подписи всех крупнейших участников рынка. Однако подписать и соблюдать — совсем не одно и то же. В протоколе отмечено, что на рынке существенно растут цены на все марки горючего, особенно в сетях компаний "ТНК-Украина", "Лукойл-Украина" и "Альянс-Украина". В частности, цена А-95 в 20 областях превышает уровень, зафиксированный в меморандуме от 4 июня и протоколе от 13 сентября. В этой связи ГНАУ, МВД, Минэкономики, Минтопэнерго и НАК "Нефтегаз Украины" поручено принять меры по соблюдению положений протокола в октябре.

У нефтекомпаний есть свои аргументы в пользу "ползучего" повышения цен. В частности, президент "Альянс-Украина" Петр Мирошников утверждает, что напряжение на рынке усилится из-за повышения Россией с 1 октября экспортной пошлины на нефть до $87,9/т (на $18) и не исключает, что в этой связи горючее может подорожать на $5—10/т.

Между тем исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн считает, что ни повышение РФ пошлины, ни мировой скачок цен на нефть (до $50/баррель на Нью-Йоркской бирже) практически не отразится на украинском рынке, поскольку основной объем нефти на октябрь украинские НПЗ законтрактовали по сентябрьским ценам — $300/т.

Да, но почему все-таки договоренности с правительством о фиксированных розничных ценах многие крупные участники рынка не соблюдают? "Лукойл-Украина" строго придерживается требований меморандума, — сказал автору пресс-секретарь компании Валерий Рясик. — На большинстве наших АЗС А-95 стоит 2,9 грн., а если вы имеете в виду Киев, где цена выше, то мы не можем заставить всех наших дилеров держать фиксированные цены, в каждом случае она определяется отдельным договором". Но, учитывая, что компания не работает с джобберами и имеет собственную сеть из 166 АЗС, неясно, кто же и с кем договаривается об установлении цен.

"Мы давно предлагаем, чтобы участниками договора были не только нефтекомпании, но и крупные операторы розничных сетей — такие как "Сентоза", "Альфа-нафта", "Галнафогаз", — говорит директор департамента по связям с общественностью ТД "ТНК-Украина" Ирина Ковальчук. — Имея всего 40 АЗС, мы, даже снизив оптовые цены до минимальной рентабельности, не можем добиться адекватных шагов от розницы".

"Действительно, нефтекомпании владеют всего 20% АЗС, остальное принадлежит независимым операторам, — говорит С. Куюн. — Но, чтобы удержать цены, они должны продавать себе в убыток: производители отпускают оптовые партии по... розничной цене, зафиксированной в протоколе. И все же есть факторы, которые обязательно приведут к удешевлению "горючки". Со второй половины октября мы войдем в фазу снижения спроса на бензин, возникнет его перепроизводство и к концу месяца сработает рыночный механизм снижения цен. А к ноябрю начнет функционировать вертикально интегрированная компания на базе "Нефтегаза Украины": предполагается, что дополнительное горючее отечественного производства приведет к снижению цен на 10%".

К уже перечисленным факторам директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин прибавил возможность импорта более дешевого горючего из Беларуси и РФ, что повлияет на "аппетиты" украинских продавцов.