1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (1865) за 01.10.2004

СВАДЬБА ПО-УКРАИНСКИ

Осень в Украине испокон веков считалась сезоном свадеб. Почему именно осень? Да просто раньше некогда было: как девчата, так и парубки трудились на поле и в огороде. Правда, в далекий дохристианский период женились ранней весной, когда все живое пробуждалось от зимнего сна. С приходом же христианства традиция изменилась, ведь пост, выпадающий на это время, запрещал всяческие увеселения и гулянья.

ПОСВАТАТЬСЯ К ПАРНЮ МОГЛА И ДЕВУШКА

Созданию семьи в народе всегда придавалось большое значение. Согласно этому и сформировались свадебные обряды — своеобразная торжественная драма, которая сопровождалась играми, музыкой, танцами, пением, приобретая характер праздника. Итак, украинская свадебная обрядовость делилась на три цикла: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. В свою очередь, каждый из них состоял из отдельных ритуалов.

А начиналось все со сватанья, когда послы от молодого шли к родителям "обранки" заключать предварительный договор о браке. На Гуцульщине существовал обычай ходить перед сватаньем на "обзорины" — осмотр хозяйства молодых. При этом свататься было принято опять-таки в свободное от полевых работ время (на Мясницкие праздники и от Пасхи до Троицы). Сватами (старостами) выбирали уважаемых людей, как правило, из числа родичей, с "хорошо подвешенными" языками, ведь от их красноречия часто зависело, уйдет жених с "гарбузом" или с рушниками.

Между тем, посвататься к парню могла и девушка. Случалось это, когда парубок ее обманул. Для барышни это было спасением, поскольку "дать гарбуза" дивчине считалось недопустимым. Кроме того, за народной традицией, брак мог также спасти приговоренного к смерти. Хотя известны случаи, когда парень, увидев свою суженую, жаждал скорейшей кончины: "Як вести таку до шлюбу, краще на шибениці дать дуба!"

Весь сложный обряд сватанья весьма лаконично описал Тарас Шевченко: "Покохавшись лiто чи то два... парубок до дiвчиного батька й матерi посила старостiв, людей добромовних i на таку рiч дотепних, коли батько i мати поблагословлять, то дiвчина, перев'язавши старостам рушники через плечi, подає зарученому своєму на тарілці або крамну, або самодільну хустку".

Впрочем, бывали случаи, когда девушка не давала согласия на замужество. Тогда она возвращала старостам принесенный ими хлеб или дарила молодому тыкву. В таком случае о парне говорили, что он "вхопив гарбуза" или "облизав макогiн". А в некоторых западных районах бедолаге до утра строили во дворе огромный "макогiн" из соломы — "на громадську втiху, що, мовляв, не в свое встряв". Чтобы не опозориться из-за отказа, ребята иногда посылали к полюбившейся барышне "разведчика", который должен был узнать ее намерения, или шли свататься поздно вечером, дабы сохранить все в тайне.

ОТКАЗАЛСЯ ОТ СВАДЬБЫ — ПЛАТИ "ЗА ОБИДУ"

Если сватанье проходило успешно, через некоторое время происходили "умовыны" — знакомство с хозяйством жениха, а спустя две недели устраивались "заручыны" (обручение) (на Волыни — "запоины" ) — укрепление договора о браке. На обручении к хату молодой приходили родители и родственники молодого, садились за стол, а девушку и парня выводили "на посад". Старший староста накрывал рушниками хлеб, клал на него руку молодой, сверху — руку молодого и перевязывал их. После этого ритуала девушка перевязывала старост рушниками, а всех присутствующих одаривала платками, полотном или рубашками. В украинских Карпатах скрепление брака проводила мать невесты: она посыпала голубков пшеницей и белой шерстью, подавала им мед, символизирующий единство молодых и их родов.

После всех этих церемоний девушка и парень считались обрученными и уже не имели права отказываться от брака. Попытка "ускользнуть" была бесчестием, а за отказ даже платили компенсацию за материальный ущерб и еще "за обиду".

Канун свадьбы венчало прощание жениха и невесты со свободой, что воплощалось в обряде девич-вечера. Такие вечера устраивались отдельно в жилищах девушки и парня. Это был обрядовый акт отделения молодых от несемейной группы молодежи.

У молодой девич-вечер отмечался особым лиризмом, поскольку символизировал разлуку с родным домом и переход и другой статус. Девчата-подружки "вили гильце" — украшали цветами, лентами и букетами колосков ветку сосны или вишни. Вместе с веткой изготавливали веночки для жениха и невесты. Этот процесс сопровождался песнями. Далее девушки украшали голову молодой свадебным венком. (В более давние времена это делала мать.) К слову, согласно гуцульским обычаям, барышня не имела права снимать веночек аж до свадьбы — существовало поверье: если венок пропадет, молодая будет несчастна.

На следующий день старшая дружка (свадебная мать) цепляла подобный венок к шапке парня, садила около молодой на тулуп, лежащий кверху шерстью, накрывала пару рушником или посыпала рожью. После этого молодые уже назывались "князем" и "княгиней", которые собирали свадебный поезд и шли приглашать родню и соседей на свадьбу: "Просили тато, просили мама, i ми просимо: приходьте до нас на весiлля!"

Свадебный поезд украинцев зачастую был очень большим, что подчеркивало торжественность события. Группу жениха представляли старший боярин, бояры, свитылки, невесты — старшая дружка, дружки, братья. Кроме того, существовал целый ряд свадебных чинов, которые выполняли лишь некоторые обрядовые функции: приданки, свашки сопровождали невесту в дом жениха, свахи пели во время обрядовых действ, крестные родители "заправляли" свадьбой. Основная же роль в благословении молодых, их встрече и проводах принадлежала, конечно, родителям. Они же отправляли пару в храм на венчание.

ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ ЖИЛИ ПОРОЗНЬ

Венчание как свадебный обряд формировалось постепенно. Еще в ХVII веке церковное освящение брака не имело законной силы и потому нередко проводилось до свадьбы. Повенчанные же до самой свадьбы жили порознь. И лишь в 1744 году Синод издал указ, согласно которому молодые должны были жить после венчания вместе. С того времени церковное освящение, как правило, проводили в один день со свадьбой, хотя в отдельных регионах Украины оно почти до начала ХХ столетия все же проходило до свадьбы: или сразу после сватанья, или после обручения.

На протяжении ХIХ века венчание становится традиционным свадебным обрядом, приобретая магический и символический характер. Молодые в сопровождении своего почта отправлялись в храм, как правило, отдельно. Перед этим они просили у родителей благословения, и те благословляли их хлебом, желая никогда не знать нужды и жить в мире. Во время венчания свадебная мама держала свечку и калачи на плечах жениха, а свадебный отец — свечу на плечах невесты. Выходя из церкви влюбленные съедали горбушку хлеба ("чтобы сладко жилось"), который девушка перед венчанием клала себе "за пазуху".

ВДОВАМ И ВДОВЦАМ КАРАВАЙ НЕ ВЫПЕКАЛИ

Собственно свадьба начиналась с "запросын". В воскресенье жених готовился ехать за невестой. По обычаю, до ворот его провожала мать, обсыпая "на счастье" зерном и мелкими деньгами. На пути молодого молодежь устраивала "перейму", требуя выкуп за молодую. Это повторялось несколько раз: около ворот невесты, в сенях, где девушку охраняли дружки, и за место возле барышни, где сидел младший брат или близкий родственник. Последний выкуп, так называемый свадебный пропой, происходил в конце гуляний, после которого начинались одаривание молодых подарками.

Самый драматический обряд свадьбы — расплетание молодой косы и покрывание ее головы платком или очипком, что символизировало переход к замужеству. (Сейчас с невесты снимают фату, и начинается веселье с обмыванием зятем ног теще и катанием на тачке всех близких родственников молодых.) После этого следовало разделение коровая, обозначающее присоединение гостей к семейным торжествам. Кстати, каравай зачастую выпекали женщины-каравайницы, чья семейная жизнь была счастливой и образцовой. Украшали свадебный хлеб барвинком, символом вечной любви, и калиной, символизирующей способность женщины к деторождению. Вдовам и вдовцам, которые вступали во второй брак, караваи не выпекали.

Потом собирали дивчину в дом парня, где проходил посад, который приобретал значение их объединения — пару связывали. Существовало множество иных свадебных символов единения: две ветки, два коровая, два голубя, перевязывание двух ложек.

ПОСТЕЛЬ МОЛОДЫХ ПОДВЕРГАЛИ "ЭКСПЕРТИЗЕ"

Свадьба финишировала в понедельник циклами "перезваных" обрядов. Первый их них — брачная ночь — включал переодевание молодой, вывод ее к гостям, демонстрацию девственности. Утром постель молодых подвергали тщательной "экспертизе", и не приведи Господь, не найдут там следов невинности — весь род невесты будет опозорен. К тому же на самом высоком дереве села парни еще и белое полотнище вывесят — в знак девичьего бесчестия. Брат молодой должен был снять его, но парни следили за деревом и всячески препятствовали этому. На такой вот нерадостной ноте свадьба, собственно, и заканчивалась.

Если же брачная ночь завершалась как следует, праздничные гулянья продолжались еще несколько дней. В понедельник гостей, которые приходили "поправляться", молодая умывала возле колодца. В эти дни с играми, песнями и переодеваниями развлекались только взрослые: дети и молодежь в послесвадебных забавах участия не принимали.

Чтобы упрочить связь между семьями молодых и облегчить период адаптации молодой в чужом доме, народная мудрость предусмотрела целый ряд обрядов. Спустя день-два новоиспеченный муж сзывал гостей на пропой, через неделю новобрачные шли к родителям молодой на "мины", во время которых тесть отдавал молодому то, что обещал, когда заключали брачный договор. Последний послесвадебный ритуал — "калачины" — проходил через месяц после свадьбы. Молодой, купив калачи и напитки, приглашал свадебных родителей и гостей "запить" свою "хозяйственность".


МЕЖДУ ПРОЧИМ
С начала 2004 года органами регистрации актов гражданского состояния граждан Министерства юстиции Украины были проведены 2 обряда "бриллиантовой" свадьбы — 75 лет совместной супружеской жизни. Одна из пар проживает в Николаевской области, вторая — в Хмельницком. Кроме того, в Кременчуге в этом году была отпразднована еще одна юбилейная "железная" свадьба (65 лет). "Серебряную" (25 лет) свадьбу отметили 177 пар, "золотую" (50 лет) — 147.


КСТАТИ
Венчание не совершается: по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; в течение Великого, Петрова, Успенского, Рождественского постов; накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;в продолжение Святок, от 7 до 20 января; в Сырную седмицу (Масленицу); в Пасхальную (Светлую) седмицу; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.