1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (1866) за 02.10.2004

В ПЯТИ МИНУТАХ ЛЕТУ ОТ ЭКВАТОРА

Напутствуя в Африку, редакционное начальство дало установку — завязать контакт с каким-нибудь тамошним экзотом-шаманом, который-де ищет в джунглях потерянные души живых, вызывает духи мертвых, медитирует. Но, услышав просьбу, аборигены Экваториальной Гвинеи восприняли ее без энтузиазма. Прежде всего, колдовство здесь не приветствуется, более того, преследуется по закону. Тертых, потомственных шаманов, не шарлатанов, найти не так-то легко, за каждым баобабом они не прячутся, таинства залетным туристам раскрывать не спешат. К тому же, хобби это, как бы поделикатней выразиться, авантюрно-рисковое. Но об этом — потом. А для начала, и от греха подальше, отправимся-ка просто на прогулку в африканскую глубинку.

Провожатые показывали нам строящуюся дорогу, которая пройдет в обход города Бата, второго по значимости населенного пункта страны после островной столицы Малабо. Окружная дорога растет как на дрожжах, техника работает в полную силу.

Вышли из микроавтобуса размяться. За пригорком виднелся белый дощатый домишко. А в дверном проеме появилось и тотчас пугливо спряталось шоколадное детское личико.

— Селение Нтобо. Взглянете? — предложили проводники.

Дважды повторять не пришлось.

НТОБО, МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

И вот уже доносятся незлой собачий лай, куриное кудахтанье. На веревках сушится белье. Деревенька, по здешним меркам, невелика — с полтора десятка домов, около сотни жителей.

Как говорит старейшина, шесть поколений, и все одного рода-племени. Фанг — так называется эта народность. Она составляет девять десятых всего населения материковой части страны. Кроме того, в Экваториальной Гвинее проживают немногочисленные племена языковой семьи банту. На острове Биоко, с которого, в общем, и начиналась бывшая испанская колония, преобладает этническая группа буби.

Многобрачие не возбраняется и не осуждается. Мужчина считает возможным иметь столько жен, сколько нравится и сумеет содержать, дабы ни одна в обиде не осталась.

В семьях — до дюжины детишек, мал мала меньше. Какая-то кроха, завидев чужих, расплакалась и накрепко прилипла к материнской юбке. Мама, стройная дева лет двадцати, тоже мнется, но любопытство побеждает: что за люди пожаловали в их общину, с чем явились?

Жители селения традиционно занимаются сельским хозяйством. Выращивают арахис, бананы, юкку, малангу. Со своих огородов питаются, кое-что и на продажу остается.

В Нтобо живут народные умельцы. Обрабатывая крепкое, как камень, черное дерево, изготавливают из него причудливые резные панно, изящные статуэтки, замысловатые фигурки. Делают и ритуальные амулеты. Некоторые, рассказывают нам, имеют чудодейственную силу, выполняют роль оберегов, отгоняя злых духов и защищая крестьян от разных природных напастей. Искусство передается от деда-прадеда к детям и внукам.

В мастерской — нехитрый инструмент. Ремесленник начинает трудовой день с заточки резцов. Потом зажимает кусок древесины в тиски, и вскоре он приобретает очертания зверя, человека, забавных сценок из жизни, быта племени.

— Так было сотни лет назад, — говорит пожилой чернодеревщик Мартин. — Так есть. И так будет.

Рука у Мартина твердая, ладонь шершавая, задубелая. Работать ему нравится, правда, черное дерево поддается плохо, словно нехотя. Глаза, когда-то голубые, выцвели, немного слезятся. Долго не отпускает, что-то быстро говорит по-испански.

— Мартин, — заключает длинную речь и показывает пальцем на себя.

— Александр, — говорю в ответ.

— Александер! — повторяет мастер и заразительно смеется.

Большинство населения в стране исповедует католицизм. Через жалюзи окошка одного из строений замечаем скульптуру Папы Римского. Впрочем, терпимо общество и к другим религиям. Распространен анимизм — склонность объяснять непонятные явления существованием в них каких-то живых, одушевленных сил.

ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ УЛЬЯНА

Просимся в гости. Хозяева чувствуют неловкость: неприбрано, мол, беспорядок, не ждали. Еле уговорили.

Вхожу. Оглядываюсь вокруг. Четыре простецких топчана, маленькая кроватка для младенца. Кастрюли, ведра, ложки развешены на стенах. В углу стоят большие закопченные бидоны. К столу прикручена мясорубка. Все 33 удовольствия: здесь вам и спальня, и прихожая, и кухня.

Знакомимся с темнокожей, ослепительно-белозубой девушкой. По-испански — чикой.

Ее зовут непривычным для этих мест именем Ульяна. Отчего так нарекли, не знает. Фамилия Мансуэль. 19 лет. Жених Педро — из этого же селения. Ульяна заканчивает школу. Кем будет, пока не определилась. О чем мечтает? Чика кокетливо закатывает глаза. Ах! Удачно выйти замуж. Иметь работу. Завести семью. Не такую большую, как у других, — чтобы трое, максимум четверо детей. Хочет быть второй женой. Подумав, поправляется: или первой. Разница, говорит, в том, что первая раньше вышла замуж, а уже вслед — вторая. Короче, окончательно не решила, какой быть лучше.

Что-то еще хочет рассказать, но ее окликает старший брат, и Ульяна быстро исчезает в сквозной двери.

Фотографируемся на фоне пальм, в обнимку с новыми друзьями. Они уже почти не стесняются белых гостей. Но на землю быстро опускаются сумерки, моросит дождь, в домах зажигаются маленькие огни-светильники.

Кукарекает на прощание роскошный петух, взмахивая крыльями, шумно перелетает с ветки на ветку. Рядом клюют носом куры. Они что, и несутся на деревьях? Нет, улыбаются женщины, несутся на земле. А вот ночуют среди ветвей.

Мужчины провожают нас почти до самой дороги. Чувствуется, расставаться и им неохота. Внезапный визит европейцев оживил размеренный, привычный уклад. Машем друг другу приветливо. Прощай, Нтобо.

— Мучо грасиас...

— І вам красно дякуємо...

ЧЕМ ЧЕРТ НЕ ШУТИТ

Ну, и о шаманах. Нас предупредили: общаться с ними небезопасно. Для отдельных любителей острых ощущений невинный, на первый взгляд, сеанс может окончиться плачевно. Заковыка, пояснили люди в Африке бывалые, в черной магии. Заколдует невзначай такой абориген, нечистую силу накликав — вовек не расхлебаешься. Один наш земляк на себя руки наложил. Вошел в контакт, несколько дней ходил как чумной, затем взял и... повесился. А жизнелюб-красавец был — загляденье, местные темнокожие чики по нему сохли.

Наслушавшись страхов, киевские барышни из нашей группы передумали искушать судьбу, и меня заодно отговорили. Чем черт не шутит, мало ли. И пожить еще хочется, и мир повидать.

Разве чаял 20-летний местный житель Саюль после первого в жизни поцелуя навсегда остаться... инвалидом? Молодой человек, рассказывает Ananova.com, жутко комплексовал из-за того, что не познал давно известных его сверстникам радостей. И решил поднабраться опыта с бывалой 56-летней Терезой, которая взялась обучить его "прелюдии любви". Однако та в благородном порыве изрядно переусердствовала. После первого же прикосновения пылкая сеньора так вошла в раж, что от избытка чувств оттяпала зубами юному партнеру часть языка. Едва не скончавшегося от боли неудачника срочно госпитализировали, "преподавательницу" арестовали. Соседи давненько подозревали Терезу в связи с нечистой силой, да не придали этому значения, и зря. То-то.


В ТЕМУ
Экваториальная Гвинея граничит с Габоном и Камеруном. Включает материковую часть Рио Муни и острова из группы Биоко преимущественно вулканического происхождения. Высшая точка — гора Санта-Изабель (3008 м). Главные реки — Митемеле и Бенито. В стране семь провинций и 18 административных округов. Климат экваториальный, жаркий, постоянно влажный. Среднегодовая температура воздуха +24-28С. В год выпадает до 2000 мм осадков, дождливых дней — до 160. Государственную независимость Украины признала 17 января 1992-го.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА

12 октября
День независимости Экваториальной Гвинеи

25 апреля 2004 года
Избрана новая Палата народных представителей — высший законодательный орган

15 июня 2004 года
Сформировано новое правительство во главе с Мигелем Битео