1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (1867) за 04.10.2004

ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОКОЙНИКОМ ПРИ ЖИЗНИ, — САМОЕ СТРАШНОЕ, НО МНЕ ЭТО НЕ ГРОЗИТ

Его портрет сейчас украшает стены киевской галереи "Лавра", где гостит выставка работ фотохудожницы Екатерины Рождественской. Там Хазанов в образе Чарли Чаплина — грустный, нелепый, смешной, очень похожий, очень органично вписывающийся в образ Великого немого. Геннадий Хазанов, недавно побывавший в Киеве со спектаклем "Все, как у людей" (режиссер Леонид Трушкин), встретился с нашим корреспондентом.

КИЕВ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ ГОРОДОМ, ПОДАРИВШИМ МНЕ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ

— Катю я знаю с ее ранних лет. К творчеству ее отца, Роберта Рождественского, всегда относился с уважением, хотя не все из его стихов мне нравится. Катя предложила мне поучаствовать в проекте, объяснила идею, мне понравилось и я согласился. С Чарли, скорее, ассоциировала меня Катя, сходство у меня с ним, мне кажется, скорее не внешнее, а внутреннее: он грустный комик, он уже все в жизни и в профессии понял... Ха! Смотрите, как здорово получилось: слов учить не надо, репетировать не надо, два часа отмучался, тебя поснимали, и в Киеве уже тебе задают об этом вопросы: ты звезда!

— В Киев вы приезжали давно, когда были одним из самых молодых, но у же высокооплачиваемых гастролеров. Каким он показался вам сейчас?

— Первое, что меня поразило — журналисты, у которых я, видимо, слишком ассоциируюсь с образом, навеянным телевидением. Мое появление вызвало у них колоссальное чувство страха, поэтому спасибо, что вы все же его побороли и теперь читатели поймут: на вопросы я отвечать умею. Может быть, все думают, что у меня вредный характер? Так у меня действительно вредный характер! Не могу, например, привыкнуть к тому, что теперь нужно говорить: "в Украине", а не "на Украине", как прежде. Сложно на излете жизни менять наработанные лингвистические стереотипы... Киев для меня стал последним городом, подарившим мне такое огромное количество зрителей. В 1992 году я давал пять (!) сольных концертов, как эстрадный исполнитель в киевском Дворце спорта. До этого была еще одна рекордная история: я сыграл 20 сольных концертов за десять дней во дворце "Украина". 200 тысяч человек за десять дней, вы представляете?! Был единственный антракт, — на день, когда Блохина провожали из большого футбола. Дальше все в моей карьере проходило в режиме затухания. Не спав ночами, я понимал, что дорога пока окончена. Но благодаря тому, кто располагает, в моей жизни появился режиссер Леонид Трушкин с пьесой "Ужин с дураком". Когда мне принесли пьесу, а Трушкин сказал: "Или я эту пьесу ставить не буду, или я ее буду ставить с этим артистом". Через некоторое время, после нашего разговора страну поразило коротенькое слово "дефолт", которое имело такие громадные последствия. Леонид Трушкин собрал всех и задал вопрос, кто из артистов готов сотрудничать с ним на новых экономических условиях? У каждого была возможность встать и уйти, потому что предлагали нам, артистам, в пять раз меньше обещанного, но паузу разрядил артист Владимир Стеклов, который произнес: "Да что мы в самом деле: за деньги что ли здесь работаем!?"

— Что для вас работа на телевидении?

— Для меня телевидение — это возможность каким-то образом продлить интерес к жизни. Самое тяжелое для артиста — когда его биологическая жизнь продолжается, а свое существование он уже, в принципе, закончил. Большей кары, чем кончина при жизни быть не может. Только этим я могу объяснить ряд самоубийств людей высокоодаренных, которые, поднявшись на вершину успеха, уходили из жизни таким способом.

— Самый необычный слух, который вы о себе слышали?

— Я понимаю, что вы задали вопрос, возлагая надежду на мое чувство юмора, но, поверьте, тот слух был абсолютно не смешон. Группа непонятно в чем и в ком заинтересованных лиц обвинила меня в том, что я якобы получил взятку за то, чтобы в Театре Эстрады, которым я руковожу, проходил мюзикл "Чикаго". Я даже не стал выяснять отношений, добиваться какой-то справедливости.

К СВОЕМУ ЮБИЛЕЮ ОТНОШУСЬ ХУЖЕ, ЧЕМ К ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

— Насколько дорого сейчас провести концертное мероприятие в Москве?

— Организация, рекламные расходы, без учета телерекламы, например, в концертном зале "Россия" или в "Кремле" сейчас стоит порядка $100-150 тыс.

— Вы отказались вести программу "Розыгрыш", когда продюсер проекта Левин предложил вам, первому, еще до кандидатуры Валдиса Пельша, выступить в роли ведущего, почему?

— Я ему сказал, что любой розыгрыш уже предполагает моральное человеческое унижение, жестокость, а я всегда был против жестокости. Со временем это просто на уровне внутреннего протеста. Насилие и жестокость — самые страшные враги нашей жизни. В сознании людей уже укрепилось: общество не может без насилия, даже мужчина и женщина проходят через это. Мне редко встречались пары, способные выстроить отношения, которые противоречат природе собственника.

— Вы дружите с Леонидом Парфеновым...

— С Леней мы сходились очень долго: он непростой человек, малодоступный для общения. Первые впечатления у меня сложились, когда он еще вел "Намедни", он меня жутко раздражал, — как человека, который воспитан в архаичных традициях и у которого неприятие каких-либо вещей в культуре — уже рефлекторно.

— В вашей судьбе принимал участие Роман Виктюк. Почему вы больше не работаете вместе?

— Мы с Романом Григорьевичем прошли довольно долгую дорогу вместе: с ссорами, со скандалами, но расстались, потому что я не люблю, когда меня насилуют! Я могу какое-то время терпеть насилие, но это только процесс сгиба. Когда нагнутое дерево разгибается, оно бьет с той же силой. Он удивительно был в то время талантлив в репетициях и репетировать с ним было большое счастье. Но наши судьбы разошлись, и, думаю, что мы обоюдно об этом не жалеем.

— Как вы относитесь к предстоящему в следующем году 60-летию?

— Хуже, чем к юбилею Великой Октябрьской Революции, потому что революция в прошлом, а юбилей в будущем. Я не собираюсь ставить себе бронзовых памятников, чтобы ощутить собственное величие: мне достаточно, что на мои спектакли приходит полный зал людей, а чувствовать себя покойником при жизни, к которому приходят кланяться и возлагать цветы — самое страшное, но мне это не грозит!