1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №226 (1870) за 07.10.2004

ТРУБНИКОВА: "Я ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ СНИМАЛАСЬ В ОТКРОВЕННЫХ СЦЕНАХ"

Эта девушка с огромными глазами запомнилась советским телезрителям по образу принцессы Мелисенты из музыкального телефильма "31 июня". Несмотря на удачу, после премьеры в январе 1979 года картина оказался на полке — на целых десять лет. Это произошло после скандального бегства в США танцовщика балета Александра Годунова, сыгравшего в картине роль музыканта Лемисона.

Наталия Трубникова замужем, продолжает работать в академическом театре Станиславского и Немировича-Данченко, а также помогает драматическим актерам в работе над пластикой и танцем в драматических спектаклях и не слишком часто дает интервью. "Голубой Огонек" отметил с актрисой круглую дату — четверть века с момента выхода на экраны "31 июня".

— Меня пригласили на "Мосфильм", на очередные кинопробы, через какое-то время пробы утвердили, а первой мне сообщила об этом второй режиссер этого фильма, которая подбирала актеров. Помню, что почувствовала тогда огромную радость, — рассказала Трубникова. — Я уже тогда прочла сценарий и поняла, что мне это близко: я очень люблю фантастику, люблю, когда в фильме много музыки, потому что я балерина и в театре всю жизнь работаю под музыку. В общем, здесь было много составляющих, которые для меня были крайне приятны.

— Кинопроб было несколько?

— Дело в том, что задолго до съемок этого фильма меня часто приглашали на фотопробы и на кинопробы на "Мосфильм". В первый раз я пришла на киностудию на фотопробы, когда я училась в Московском академическом хореографическом училище. Мне тогда лет 15 было. Пригласили сначала на главную роль в детский фильм "Хуторок в степи", но мне пришлось отказаться, потому что мы с училищем как раз собирались ехать на гастроли: Франция, Испания, Монако, Италия. Тогда расстроенный режиссер попросил меня предложить ему другую девочку, которая была бы похожа на меня. Я предложила Светлану Орлову, она училась классом моложе. В итоге она с успехом снялась и даже свою дальнейшую жизнь связала с кино.

— Говорят, на роль Мелисенты пробовалась Ирина Алферова?

— Думаю, не только она одна, многие актрисы пробовались.

— Но остановились на вас. Это решение режиссера?

— Да, но не только. Был же худсовет на "Мосфильме", который все утверждал. Наверное, я им больше подошла. Я, конечно, очень благодарна режиссеру Леониду Квинихидзе, который взвалил на себя такую ответственность — взять на главную роль балетную актрису.

— Говорят, тогда вообще не рекомендовали брать на кинороли балетных артистов, считая их неблагонадежными.

— Эти трудности возникли уже после премьеры фильма в 1979 году, когда в США остался балетный танцор Александр Годунов, сыгравший в этом фильме роль музыканта Лемисона. С этого все и началось — меня и после "31 июня" приглашали на "Мосфильм", были и кинопробы, и фотопробы, но не утверждали — именно потому, что я балетная актриса. Боялись, что балетным актерам и танцовщикам проще оставаться на Западе — им не нужен иностранный язык. Язык танцевальный, он же международный, перевода не требует.

— А как объясняли причины отказов?

— Прямо тогда вообще ничего не говорилось. Просто не утверждали — и все. Хотя приглашений после "31 июня" было очень много. И тем не менее, я после этого снялась еще в 14 художественных фильмах. А потом началась перестройка, разрушилась система кинопроката и большинство фильмов с моим участием уже не дошли до зрителей или прошли незаметно. Да и фильм "31 июня", после того как Годунов остался, 10 лет вообще был полностью закрыт для просмотра. И через десять лет я была крайне удивлена, когда его вновь выпустили в эфир. Помню, я тогда очень волновалась, что фильм устарел. Но, судя по положительным отзывам, которые мне было очень приятно слышать, у фильма состоялось второе рождение.

— Вам хотелось самой исполнить в фильме песни Мелисенты, которые в итоге спела певица Татьяна Анциферова?

— Я пела только во время съемок — для того, чтобы все это выглядело натурально. Вообще, спеть перед камерой мне предложили только однажды, когда я снималась в роли ведущей в телевизионной передаче "Кроссворд". Режиссер спросил: "Хотите попробовать?". Там была легкая такая песенка для игры в кроссворд, но я уроков пения не брала, вот и отказалась, посчитав, что это будет непрофессионально.

— Исполнение Анциферовой вам понравилось? Тембр ее голоса похож на ваш?

— Да, исполнение понравилось. Вот только не слишком приятно слышать, как много и часто она об этом говорит, ведь за всех актеров и актрис фильма песни исполняли великолепные певцы и певицы, мне кажется, не очень хорошо так выставлять себя на показ, в то время как другие исполнители песен ведут себя значительно скромнее. Относительно тембра, вы можете сравнить сами, так как все тексты Мелисенты в фильме, я озвучивала сама.

— Цензура пыталась менять тексты, вырезать из фильма песни целиком?

— Да, к сожалению, несколько великолепных песен композитора Александра Зацепина, которые предназначались для леди Куиньи, леди Нинет и для леди Привидения, с самого начала просто вырезали. Какими соображениями руководствовалась цензура, я не знаю, но эти песни так и не восстановили в фильме и о них почти никто не знает. Хорошо, что песни Мелисенты не пострадали.

— Говорят, кроме песен вырезали еще и сцены страстной любви героев — художника Сэма и принцессы Мелисенты...

— Полное вранье! Такой лирический, абсолютно целомудренный фильм — да там ничего такого даже и в помине не было!

— А финальный поцелуй? Ведь такая сцена была в замыслах режиссера Леонида Квинихидзе, но вы отказались сниматься в ней...

— Не отказалась, сцена встречи была снята полностью, кроме поцелуя в момент появления Мелисенты, из глубины веков. У меня не было ощущения в тот момент, что этот поцелуй необходим. Я чувствовала, что наша встреча после долгих испытаний во времени говорила сама о себе и не требовала каких-то еще доказательств. Мы должны прикоснуться друг к другу и замереть, ощутив близость наших сердец, соединившихся наконец в единое целое. Режиссер Леонид Квинихидзе согласился с моим ощущением в решении этой прекрасной сцены фильма.

— Ваше неприятие откровенных сцен в фильмах принципиально, или просто так складывалось?

— Принципиально, меня никогда не прельщали съемки в откровенных сценах. Я всегда от них отказывалась.

— Какие сцены из "31 июня" вам кажутся наиболее удачными?

— Я считаю, что весь фильм красив, хорошо снят, очень много интересных режиссерских воплощений и задумок. Он весь как цельное художественное произведение, и каждый кадр можно рассматривать как картину художника. Великолепный оператор, интересные костюмы, очень много сцен с мягким юмором. Не тот юмор, который льется теперь с телеэкранов — грубый, площадной, юмор ниже пояса, а юмор интеллектуальный, высокий. Много сцен в этом фильме, которые мне очень милы.

— "31 июня" — это пародия на Советский Союз с политическим подтекстом или просто музыкальная комедия?

— Конечно же, ирония просматривалась. XII век — это то, что у нас было тогда, а XXI век — это как бы западный мир. Есть в фильме песенка такая — о драконографии. Многие потом нас спрашивали, а что это за драконография такая, что за драконы — это о политэкономии? Все тогда изучали марксизм-ленинизм и наша "драконография" вызвала соответствующие ассоциации. Да и мы, актеры, во время перерывов между съемками собирались отдохнуть и перекидывались шутками по этому поводу, мол, XII век — это мы, а XXI — это весь свободный мир.

— Вы напеваете дома песни из этого фильма?

— Я их репетировала дома, когда готовилась к съемкам, чтобы попадать в синхронное исполнение. Когда мы прослушивали музыку Зацепина к этому фильму, я была очарована песней с рабочим названием "Черная тоска", в которой есть слова о том, что "всегда быть вместе не могут люди". Меня поразили сочетание роковой мелодии и философских стихов о любви и жизни.

— Вам что-то известно о дальнейшей судьбе Годунова после того, как после окончания гастролей в США он решил не возвращаться в СССР?

— В США он играл в фильмах "Крепкий орешек" с Брюсом Уиллисом, фильме "Свидетель". Был женат на актрисе Голливуда Жаклин Биссет. Потом, когда они развелись, она выпустила не очень хорошую книгу о нем "Жизнь с русским медведем" или что-то вроде того, в которой, может быть, в целях саморекламы, не очень хорошо писала о совместной с ним жизни. Саша умер в возрасте 45 лет. Смерть была странная, якобы у него с сердцем плохо было, лежал в доме один, а секретарь, которая вела его деловые контакты, почему-то в день его смерти уехала и вернулась только через неделю. Это очень непонятная история. Не было вскрытия, и очень быстро прах развеяли над океаном. Как потом рассказывали, выяснилось, что вся его собственность оказалась переведенной на нее. История очень грустная. У него там была очень сильна ностальгия. Если Барышников в этот мир вошел и прекрасно себя чувствовал, то Годунов другого плана человек. При всей своей мужественной внешности и фигуре он был очень беззащитен, и приспособиться к тому миру ему было очень сложно. Он из-за Жаклин Биссет переехал в Лос-Анджелес, где нет балетного театра, а без балета он не мог существовать вообще.

— Он с кем-то поддерживал отношения в Союзе? Хотел ли вернуться?

— Я не знаю, хотел ли он вернуться. Тогда было невозможно даже говорить об этом. Но я знаю, что он через знакомых просил выслать ему кассету с фильмом "31 июня". Саша хотел показать фильм американским продюсерам, чтобы сниматься в каких-то голливудских фильмах. К сожалению, когда у меня были гастроли в США, я смогла привезти ему только кассету с музыкой из этого фильма, потому что видеозаписей этого фильма просто было не достать, но не передала, потому что мы так и не встретились.

— Говорят, многие из съемочной группы и актеров, работавших над этим фильмом, впоследствии эмигрировали, например, композитор Зацепин уехал в Париж в 1982 году...

— Нет, кроме Годунова, насколько знаю я, никто из группы не уехал. А что касается Зацепина, как мне рассказывали, у него жена француженка. Он и во Франции работал, и здесь. У него в Москве, по тому времени, была шикарная домашняя студия и все песни к этому фильму он записывал у себя дома, и мы бывали у него. Зацепин — свободный художник — живет в Париже и возвращается сюда, когда хочет.

— После премьеры "31 июня" на вас свалилась всесоюзная популярность, на улице начали узнавать?

— Ну, случалось, конечно, но в основном люди попадались очень тактичные: если и узнавали, то старались не слишком показывать это. Во всяком случае, никогда никаких навязчивых встреч на улицах не было. Мужчины в театр писали письма, но все письма были уважительные, интеллигентные. Наверное, сработало то, что это была роль принцессы и у многих я ассоциировалась именно с ней. Многие поклонники в своих письмах даже обращались ко мне в стиле реплик принцессы из "31 июня". Писали даже солдаты из армии, рассказывали, что им очень нравится эта красивая и романтичная история. Потом, когда прошел второй показ фильма, писали люди, которые его смотрели еще в 1979 году, а теперь повзрослели. Они писали, что фильм так поразил их воображение, что даже в жизни они искали и женились на девушках, внешне похожих на Мелисенту. И мне приятно было слышать такие признания. Это значило — роль удалась.

— А как в театре восприняли вашу работу в кино?

— Ну, тогда это все не очень приветствовались. Считалось, что съемки отвлекают от основной работы. Но в этом плане мне очень повезло, потому что Квинихидзе снял двухсерийный полнометражный фильм за два месяца — тогда это были невероятные сроки. Фильм снимали в период отпуска актеров нашего театра Станиславского и моих коллег из Большого театра, снимавшихся в фильме, но бывали и такие съемочные дни, когда я приезжала к семи утра на съемочную площадку, где до четырех шли съемки, а потом с невероятной скоростью мчалась в театр и успевала танцевать в "Лебедином озере". А в остальном все продолжалось своим чередом. Прошла премьера фильма, я работала в театре, станцевала более 30 ведущих и сольных партий в балетных спектаклях. Закончила Российскую театральную академию (ГИТИС). Снялась еще в 14 фильмах, но это было очень спокойно и потом, фильм же практически сразу сняли. Вот такая грустная судьба у него — слава Богу, что он вернулся.

— Ваши с Мелисентой характеры в чем-то похожи?

— Я могу только стремиться к такому характеру, стараться быть похожей на нее. Мелисента — правдивый, честный человек, но, к сожалению, в жизни быть человеком с таким же характером, как у нее, теперь очень сложно. Гораздо проще живется другим людям. Но я стараюсь быть похожей на нее.