1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (1874) за 12.10.2004

НАША МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА ВДВОЕ БОЛЬШЕ РОССИЙСКОЙ

По так называемому "пессимистическому" сценарию выполнения бюджета предполагалось, что повышение минимальной зарплаты можно будет реализовать не раньше ноября. Но после перерасчета доходной части бюджета по итогам первого полугодия оказалось, что экономика развивается не по консервативному сценарию, который всегда разрабатывается правительством на случай непредвиденных негативных факторов (типа прошлогоднего неурожая зерновых), а по вполне бодрому, оптимистическому.

Иными словами, в казне появились дополнительные средства, которые и были направлены на социальную защиту населения. А как раз минимальная зарплата — одна из важнейших форм государственной гарантии. Это та планка в стоимости рабочих рук, ниже которой не имеет права опускаться ни один работодатель, а для бюджетников повышение минимальной зарплаты означает автоматическое увеличение окладов. Ведь, согласно Постановлению Кабмина N1097 от 25.08.04 г., все тарифные ставки и должностные оклады работников бюджетных организаций с 1 сентября повышены на 15,6%. Такой пропорциональный подход применен впервые и позволяет сохранить межтарифные соотношения в оплате труда, что благотворно влияет на климат в трудовых коллективах. А всего пару лет назад проблема уравниловки стояла очень остро и Министерству финансов приходилось ее подолгу решать. Например, в 2003 г., когда повышение минимальной зарплаты составило всего 20 гривен, но денег под него не хватало. Вот и вышло, что 1 января зарплаты самых низкооплачиваемых категорий довели до положенных 185 грн., а оклады более квалифицированных работников считали даже не по предыдущему (165 грн.), а по еще более раннему уровню минимальной зарплаты в 140 грн. Тогда выдача доплат тянулась целый год, вызывая справедливые нарекания людей, поскольку работники и низкой, и средней квалификации получали практически одинаково.

Ситуация отчасти повторилась и в начале нынешнего года, когда с 1 декабря 2003-го минимум подняли до 205 грн., а соотношение дотянули до необходимого уровня только к 1 марта. То есть, три месяца положенную зарплату получали только те, у кого до повышения она была ниже минимальной. По словам начальника управления финансов органов государственной власти и местного самоуправления Минфина Раисы Ушаковой, сегодня мы уже вышли из того кризиса, деньги из казны под имеющиеся штатные единицы выделены полностью, поэтому никаких сокращений на бюджетных предприятиях быть не должно.

Что же касается производственной сферы и коммерческих структур, то им новый уровень минимальной зарплаты придется обеспечивать за счет собственных средств. Но, хочешь не хочешь, а гарантированный державой минимум в 237 гривен обязателен и для них. А вот поднимать ли пропорционально зарплаты остальных работников, они уже вольны решать сами, поскольку Постановление Кабмина (о повышении окладов на 15,6%) на них не распространяется. Зато есть другой документ — Генеральное соглашение на 2004—05 гг. между Кабмином, организациями работодателей и профсоюзами большинства отраслей промышленности, которым установлено, что минимальная тарифная ставка работника I разряда должна быть не меньше 120% установленной законом минимальной зарплаты. И подписавшиеся под ним отрасли должны придерживаться этой нормы.

Но, как сообщил нам начальник департамента регулирования зарплаты Министерства труда и социальной политики Алексей Толстенко, по действующему законодательству у предприятий есть, как минимум, полугодовой люфт, в течение которого они имеют право не соблюдать эту норму, ссылаясь на недостаток средств. И при этом наказать их нельзя. По его словам, здесь лучше идти демократичным путем, без принуждений, ведь предприятия находятся в разных финансовых условиях и, если на них излишне давить, опять пойдут долги по зарплате, от чего пострадают люди.