1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (1874) за 12.10.2004

ЗАКОН ОБ АВТОСТРАХОВАНИИ: КРЕПЧЕ ЗА БУМАЖНИК ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

Не позднее 1 декабря Госкомиссия по регулированию рынка финансовых услуг (Госфинуслуг) должна утвердить значение базового платежа для страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами на случай ДТП (автострахования). А с 1 января 2005 г. оно станет обязательным. Озвученная предварительная сумма этого ОБЯЗАТЕЛЬНОГО платежа восторга у водителей, мягко говоря, не вызвала, ибо оказалась втрое больше, чем ныне платят ДОБРОВОЛЬНО застраховавшиеся владельцы "колес".

Напомним: для расчета, сколько придется ежегодно вносить водителю за страховой полис, без которого после нового года будет запрещено ездить, по инициативе Госфинуслуг при Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) была создана рабочая группа. Обнародованное разработчиками предварительное значение базового платежа для автострахования — 323 грн. Скорее всего, это так называемый "пробный шар", выпущенный с целью "будем посмотреть" на реакцию заинтересованных сторон: страховщиков, Госфинуслуг, владельцев авто. Первые, естественно, пока довольны. К примеру, президент страхкомпании "Лемма" Сергей Чернышов назвал работу экспертов успешной и предложил усовершенствовать разрабатываемые документы в части перестрахования рисков, а также изъять из лицензионных условий к компаниям требования о наличии сети филиалов (см. ниже материал о требованиях к страховщикам).

Госфинуслуг пока четко не говорит ни "да", ни "нет", хотя скорее склоняется к мысли, что расчеты базового платежа завышены. Говоря по-простому, страховщики, извините за тавтологию, застраховались "на папу, маму, тетю Двойру и наган за поясом", постаравшись до предела уменьшить риск своих потерь. Нетрудно подсчитать: при базовом платеже в 323 грн. страховые компании одномоментно (!) соберут с 8—10 млн автовладельцев от 2,5 до 3,2 млрд грн. Вычтя расходы на работу аварийных комиссаров, определяющих ущерб от ДТП, прибыль страховщиков (15—20%, как на Западе, а не 70—80%, как принято у нас) получим: в среднем за одну — крупную ли, мелкую ли — аварию придется выплатить по полису 10—15 тыс. грн. Как отметил на заседании пресс-клуба "Страховой группы "ТАС" замдиректора департамента страхового надзора Госфинуслуг Виктор Чабан, сложности по утверждению базового тарифа вызваны отсутствием статданных о количестве аварий, так как большинство не особо крупных ДТП автовладельцы урегулируют между собой без привлечения ГАИ. И предложил МТСБУ предоставить больше аргументов в пользу тарифа в 323 грн. "Необходимо, чтобы тариф был доступен для автовладельцев и не разорил страховщиков", — подчеркнул он.

Владельцы "колес" пока не спешат добровольно страховаться даже по действующим расценкам: полис имеет один из 10 сидящих за рулем. Если учесть, что ныне для автомобиля с объемом движка до 1600 куб. см он стоит 98,2 грн. в год, их "восторг" от новых тарифов вполне прогнозируем: тут и до актов гражданского неповиновения может дойти.

Интересно, что, в соответствии с принятым Законом "Об общеобязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", если базовый платеж не будет утвержден вовремя, его установят равным 100 грн. Г-н Чабан сообщил, что правительство отказалось продлить сроки его утверждения. В связи с этим можно спрогнозировать три варианта развития событий:

— "таки да", утвердят 323 (плюс-минус) гривни. Эта сумма близка к тарифу для большинства легковушек в России (1980 руб. или около 350 грн.), где уже более года действует подобный закон;

— решение не будет принято, и тогда с нового года начнут страховать, исходя из 100 грн. базового платежа;

— Кабмин поставят перед фактом неготовности к введению закона "ввиду социального статуса указанного вида страхования, вовлечения в этот процесс многих структур, сжатыми сроками разработки нормативных актов, необходимых для вступления в силу документа" и страховать начнут, к примеру, с июля 2005 г.

Некоторые эксперты страхового рынка уже называют последний вариант наиболее вероятным в сложившемся цейтноте.


СПРАВКА
По данным Госфинуслуг, после введения обязательного страхования автогражданской ответственности количество застрахованных владельцев транспортных средств составит около 10 млн чел., тогда как сегодня их только около 1 млн. МТСБУ называет меньшую цифру хозяев "колес" — около 8 млн чел.