1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (1876) за 14.10.2004

"БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ"

Ни в коем случае газета "Сегодня" не советует совершать все то, о чем вы прочтете далее. Просто мы попытались изучить пути, по которым граждане Украины попадают в ЕС и возвращаются обратно. Наш корреспондент побывал в Польше и в Германии. Он общался с нелегалами, с теми, кто помогает им переходить границу, и сам совершил этот незаконный акт.

ИЗ ПОЛЬШИ В ГЕРМАНИЮ

Самый простой путь на сегодняшний день — получить бесплатную польскую визу. Благо, дают ее легко и практически всем, у кого не было проблем на территории Польши. В Польше в воеводствах, близких к немецкой границе, большое количество людей связано с нелегальным бизнесом по переброске людей в Германию.

В Любусском воеводстве, которое имеет две столицы — Гожув Великопольский и Зелена Гура, этот бизнес наиболее развит. В городе Слубице, что на крайнем западе Польши, о своем желании перейти границу нелегально можно заявить буквально первому встречному, и далее вам все покажут и расскажут. Более того, иногда приходится просто отбиваться от случайных ненадежных предложений по переходу границы. Жители Слубиц уверены, что все украинцы, приезжающие к ним в город, обязательно стремятся на ту сторону Одера. Слубице от Франкфурта-на-Одере отделяет только мост через реку Одер, но пройти его непросто, поскольку несмотря на то, что Польша уже вступила в ЕС, граница и пограничные переходы сохранены.

Самый простой способ перейти здесь границу нелегально — приобрести польский загранпаспорт или "довуд особистый" (аналог украинского внутреннего паспорта). С 1 мая граждане Польши могут пересекать границу Шенгенской зоны с любым документом, удостоверяющим личность ("доводы" и старого, и нового образца или загранпаспорта). В доводах старого образца фотография крепится к странице с помощью специальных кнопок, снять ее и заменить на другую чрезвычайно просто, умельцы делают это очень хорошо. Стоимость такого документа — от 100 до 300 евро, в зависимости от глубины ваших криминальных связей и способностей к торговле. Опасность этого мероприятия заключается в плохом знании польского языка. Польский пограничник на мосту может спросить что-то и по вашему говору сразу поймет, что вы иностранец. Так что без приличного знания языка это рискованно.

Другой способ более сложный. Чтобы переправиться через Одер, минуя пограничный контроль, нужно присоединится к очередной группе нелегалов, которые переправляются в лесу на резиновых лодках. Граница охраняется, и только особые люди знают места, где нет камер ночного видения и других приборов слежения. Подобной переброской людей занимаются, как правило, организованные группы, состоящие из украинцев, поляков и чеченцев. У чеченцев зачастую есть свои каналы, поскольку чеченских беженцев, переходящих границы нелегально, в Европе больше всего.

"ПЕРЕБРОСКА"

Проникновение через границу происходит ночью. Нелегалов привозят на машинах в лес. Там они идут пешком к условленному месту, где их ждут лодочники. Они переправляют людей на тот берег, то есть на германскую сторону, где ждет микроавтобус или большой джип (зависит от численности группы). Далее эта машина развозит людей по местам назначения, не только в Германии. Стоимость только перехода через границу 300 —500 евро с носа. Добираться до места назначения нужно за дополнительную плату.

Войти в контакт с подобными группами можно еще в Украине, поскольку в наших городах у них есть "представители", иногда работающие в турфирмах. В таком случае вся операция будет стоить дороже, но в Польше вам предоставят жилье и будут всячески опекать. В городе Гожув есть группа, которую возглавляет гражданин Украины, через него проходит не менее 500 человек в год. Группа разработала новый маршрут и перевозит людей не через Одер, а через более мелкую и узкую речку Ниса, что на юге Любусского воеводства южнее Зеленой Гуры. По его словам, именно эта "дорога жизни " на сегодняшний день является наиболее безопасной, хотя и были случаи задержания в районе немецкого города Коттбус.

В БАГАЖНИКЕ

Есть еще очень надежный способ пересечения границы, которым и воспользовался наш корреспондент. Это проехать через границу в багажнике автомобиля с немецкими номерами. Такие авто досматривают крайне редко. Для этого, естественно, нужно знать лично какого-то отчаянного немца и не бояться минут 10 лежать, сложившись в багажнике какого-нибудь "Фольксвагена".

В лесу я залез в багажник автомобиля своего немецкого друга, он прикрыл меня одеялами. Украинский паспорт на всякий случай мы спрятали в надежном месте в лесу недалеко от границы, откуда потом мой друг его забрал. В багажнике немного трясло, поскольку дорога возле этого пограничного перехода — это обычная мостовая. Было темно, но совсем не страшно, минут через 5 подъехали к границе, машина затормозила. "День добры, пана довод проше", — произнес голос польского пограничника. Пауза 10 секунд. Машина тронулась к следующему посту, уже немецкому. Непонятная речь, видимо спрашивали, что везете, есть что-то для декларирования. Водитель раза три ответил: "найн". Сердце забилось в какой-то тревоге, но машина тронулась. Через еще десять минут в аккуратном немецком лесочке я вылез, одел ботинки и уселся на переднее сиденье.

Для сведения — с 1 мая между Польшей и Германией вообще нет таможенного контроля на границе, отдельные отряды таможенников могут проверять машины на приграничных германских дорогах, но в целом контроль стал слабее и переместился на восточную границу Польши.

ВПЛАВЬ

Конечно, существуют и другие способы пересечения польско-германской границы, которые практикуют любители вольных путешествий. Например, один украинец, Александр А., рассказал нашему корреспонденту свою историю (правдивую или нет — вопрос отдельный). Он приехал в Польшу в кузове длинномерного грузовика через украинско-польскую границу. Далее в Варшаве он украл неосмотрительно оставленный кем-то велосипед и на нем проехал более 500 км до границы с Германией. Там в лесу неподалеку от местечка Швецко он сложил свои вещи в пакет и поплыл через Одер. Была ясная мартовская ночь, в горах таял лед, и нашего коммандоса снесло течением прямо во Франкфурт-на-Одере. Возле моста там целовалась одна немецкая парочка, которая и позвонила в полицию. Служба береговой охраны выловила пловца и вернула в Польшу, где он попал в следственный изолятор.

К слову, согласно польскому уголовному кодексу, за "подпольный" переход границы можно получить до 8 месяцев тюремного заключения, а за помощь в переходе границы до 8 лет.