1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (1877) за 15.10.2004

КОМПЬЮТЕРНЫЕ КЛУБЫ РВУТСЯ В ШКОЛЫ

В отличие от покойников, о компьютерных клубах либо ничего не говорят, либо плохо. Дескать, дети коротают там все свободное и несвободное время, несут туда деньги, сэкономленные на школьных обедах, а иногда и чистят родительские карманы. Тем не менее, компьютер — это реальность наших детей и от этого никуда не деться. И пропадать в клубах юные геймеры будут, ведь для большинства из них другого доступа к "умной" машине нет — их у нас на всю страну чуть больше 2 миллионов.

Неделю назад наша газета касалась темы компьютерных клубов. Речь шла прежде всего о тех из них, которые приносят вред здоровью, а не пользу для ума. Мы решили продолжить разговор , тем более, что они в последнее время стремительно рвутся в школы. Только в этом году в храмы науки их проникло около сотни. Безобразие или шаг вперед?

"ГАДЮШНИКИ" НЕ ЗАЩИЩАЕМ"

— Те, о которых писала ваша газета, мы называем "гадюшниками", — говорит президент Всеукраинской ассоциации компьютерных клубов Александр Бернатович. — Мы не только не защищаем их, но и не хотим иметь с ними ничего общего. Но нельзя уходить от реалий жизни. Этот бизнес настолько беден, что вынужден экономить на всем — аренде, хорошем ремонте, современных машинах. Потихонечку мы выводим клубы из подвалов. Но закрывать их в стране, которая находится на 45 месте по доступу к информационно-техническим коммуникациям, опережая только Албанию и Молдову, согласитесь, глупо.

— Разве трудно соблюдать существующие санитарные нормы, чтобы не уходить в подполье?

— Еще как! Таких невыполнимых норм нет ни в одной стране мира. Требования к компьютерным клубам были составлены еще в 1998 году и гласят: на каждый монитор необходимо 20 куб. м пространства или 6 кв. м площади. Таких "дворцов" не может позволить себе ни один клуб, ведь всю прибыль "съест" аренда. Самые жесткие санитарные нормы считаются в Британии — 1 м между мониторами. Чтобы понять почему так, давайте разберемся во вредности, который исходит от компьютера. Многие думают, что это излучение и ошибаются. Опасность современных компьютеров исходит от мониторов, которые работают по принципу пылесоса, поглощая отрицательные ионы, так называемые "витамины" воздуха. Этого можно избежать при наличии ионизаторов воздуха, вентиляции. Тогда негативное воздействие исчезает. Нам удалось добиться пересмотра санитарных норм, но закончится он по плану не раньше 2006 года.

— А как быть с тем, во что играют в клубах дети? Многие игры наносят вред психическому здоровью.

— Во всех развитых странах действует определенная система доступа. В Германии, к примеру, ни одному ребенку не продадут компьютерную игру, где есть примечание "до 16 лет". Владельцы клубов тоже свято соблюдают ограничения, иначе велик шанс попасть на скамью подсудимых. У нас же никакой системы доступа нет. Доходит до абсурда: могут осудить за распространение игры, по которой проводятся мировые чемпионаты! Сейчас мы добиваемся утверждения системы доступа.

"ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР"

Все же недооценивать вред от компьютерных игр нельзя. Если не следить за юным геймером, последствия могут быть печальными. Неконтролируемые взрослыми компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивая войны и насилие, сужают круг интересов подростка, вызывают желание уйти от реальности, замкнуться в себе. Словом, "затягивает" здорово. И в то же время, школьник, играющий в компьютерные игры, многому учится: запускать программы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться с меню. Компьютер позволяет тренировать память, внимание, улучшить грамотность — текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки.

— Примерно три-четыре года назад треть всех консультаций в нашем центре касались компьютерной зависимости. Сейчас таковых стало гораздо меньше, — говорит Светлана Бажерина — организатор работы психологических центров для детей, молодежи и их родителей. — Компьютерные клубы — это актуально и интересно. Другое дело, если они вытесняют остальные интересы ребенка. Но это не проблема клубов. Скажем, у школьника возник конфликт с родителями, учителями или друзьями. Его не понимают, он подавлен. А "по ту сторону" экрана — он воин, победитель, умница. Он нашел "там" понимание. Не пошел драться на улицу или искать утешение в наркотиках. На каком-то этапе компьютер его "поддержит", став другом. Но если родители вовремя не заметят ситуацию, не найдут путь к сердцу ребенка, его может "засосать".

Какого мнения медики о компьютерных забавах?

— Злоупотребление играми сказывается в первую очередь на зрении, — считает заместитель главврача Киевского городского Центра здоровья Отто Стойка — Яркие, меняющиеся картинки — большая нагрузка для детских глаз, поэтому близорукость — спутник тех, кто проводит перед экраном монитора дни и ночи. Для таких геймеров велика опасность искривления позвоночника, идет большая нагрузка на мышцы шеи, рук, спины. Но, соблюдая элементарные правила, можно избежать таких последствий.

УКРАИНСКОЕ НОУ-ХАУ

Теперь о школьных компьютерных клубах, которые взяли храм науки не боями, а скорее, измором. Обеспечить школы "умными" машинами Минобразования не сможет еще лет пятнадцать: из 22 тысяч школ компьютеры имеют 7 тысяч, иначе говоря, на одну машину – 98 учеников. Ежегодно техникой обеспечивается примерно тысяча школ. Основной причиной таких медленных шагов является отсутствие бюджетных средств на оплату трафика. Так по самым минимальным расценкам для оплаты трафика всех школ Украины потребуется ежегодно выделять из бюджета Украины от 75 до 150 миллионов гривен. Сюда не включены затраты на подключение и информатизацию остальных 71% школ. Таких средств в бюджете Украины не будет еще долгие годы. А курс информатики прописан во всех учебных планах. Вот и пришлось искать компромисс. Министерство образования и науки и Всеукраинская ассоциация компьютерных клубов подписали совместный проект. Речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве — школа имеет базу для поведения обязательных уроков по информатике, владелец клуба — бесплатную аренду помещения. К такому сотрудничеству в Тернополе пришли еще пять лет назад.

— На пороге школы появился частный предприниматель и предложил работать вместе, — рассказывает директор тернопольской школы N4 Левон Вартабедян. — Начальство повыше сперва восприняло это как бизнес на детях, но потом здравый смысл победил. Дети получили доступ к компьютеру, а значит, урок информатики стал проводиться не "на пальцах". А во внеурочное время многие нашли для себя занятие для души. Влюбленный в географию или физику имеет доступ к обучающим программам, любитель поиграть — к играм. Программное обеспечение – лицензированное, обучающие программы мы разрабатываем сами и согласуем с управлением образования, а вся ненужная и приносящая вред информация у нас под паролем и зайти туда ребенку невозможно.

Украинское ноу-хау, то бишь сотрудничество школы и владельцев компьютерных клубов, тут же взяли на заметку в Беларуси, России, Казахстане, Азербайджане. А в конце октября в Киеве под эгидой ООН состоится международная конференция, цель которой — изучение украинского опыта и применение его в Восточной Европе. К слову, больше всего школьных компьютерных клубов создано в Луцке, Ривне, Тернополе, то есть в Западном регионе. В центре еще подумывают над этой идеей.

— Контроль идет как со стороны педагогов, так и с нашей, — продолжает Александр Бернатович. — В соблюдении санитарных норм (даже нынешних — это позволяет бесплатная аренда) заинтересован владелец клуба, иначе его погонят со школы. В половине школьных компьютерных клубов администраторами работают учителя информатики. Стремимся и к тому, чтобы в клубах были медики. Они, кстати, уже есть в двух тернопольских школах. Что касается оплаты за услуги, то она разная. От 1 до 4 гривен в час. Дешевле, конечно, в провинции.

Именно денежный вопрос стал камнем преткновения между владельцами школьных компьютерных клубов и чиновниками из образования. Последние стояли на том, что школа — это храм и бизнес там неприемлем. Но потом все же вспомнили, об оплате за посещение детьми танцев, спортивных секций и так далее, за которые родители выкладывают минимум двадцать гривен, приплюсовали ежемесячные сборы на ремонт, в фонд школы, на недостающие учебники и успокоились.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если вы заметили, что ребенок стал вялым, плаксивым, либо, напротив, агрессивными и чересчур возбужденными, общение с компьютером лучше на время прекратить. Погуляйте, сходите вместе в лес или придумайте другое занятие, помогающее снять нервное напряжение.
Электронного "друга" лучше поставить слева от окна. Было бы неплохо установить в комнате кондиционер или, если нет такой возможности, просто почаще проветривать помещение.
Проследите, чтобы расстояние от глаз ребенка до монитора было не меньше 50 см. Оптимальным считается 60—70 см.
Не стоит скупиться на покупку стола, специально предназначенного для компьютера. Подойдет и обычный, единственное условие — малышу должно быть удобно. Хорошо, если стул, на котором он сидит, регулируется по высоте и углам наклона сиденья. Детей нельзя сажать на табуретки, кубы, скамейки и т.п. — для спины обязательно нужна опора.
Специалисты считают, что непрерывная продолжительность занятий за компьютером не должна превышать: в 5 лет — 7 минут, в 6 лет — 10 мин. Для учащихся 2—5-х классов достаточно 15 минут, 6—7-х — 20 мин., 8—9-х — 25 минут, советует журнал "Няня".