Выпуск газеты Сегодня №237 (1881) за 20.10.2004
СЕМЬЯ БАТЮШКИ ДЕРЖИТ В СЕЛЕ... БАР
Мол, для нашего циничного общества, которое уже научилось спокойно воспринимать чиновников, которые строят себе дворцы, священники все еще остаются примером нравственности. А тут такое безобразие — батюшка заправляет в собственном баре. Сообщила внимательная гражданка и адрес "безобразия" — село Смолява Гороховского района на Волыни. И мы отправились на "батюшкиных 50 граммов".
НЕПРИВЫЧНЫЙ БИЗНЕС ОТЦА АЛЕКСАНДРА
Церковь в Смоляве старинная, стоит в живописном месте — настоящее украшение села. Бар называется "В саду", потому что стоит прямо в сельском саду.
— Еще рано, — улыбнулся один из прохожих, завидев нас. — Бар работает с полудня.
— И до 10 вечера, — продолжает его попутчик.
От мужиков узнаем, что в выходные и праздники здесь можно посидеть и до 12 ночи — даже в отдельной кабинке, которых тут несколько. Что ж, идем в сельский совет, который — совсем рядом.
Сельский голова Анатолий Шкорбатюк разглогольствовать долго не стал:
— У нас церковь отделена от государства, и у меня, как сельского головы, нет прав указывать священнику, что ему делать. Но как человек верующий, который посещает храм, мне не очень нравится эта затея с баром.
Кафе-закусочная, как выяснилось, оформлена на жену священника, а сама матушка уже несколько лет находится на заработках в Италии. Однако как бы там ни было, говорит Анатолий Васильевич, но наличие подобного заведения для небогатого села — это все же какая-то копейка в местный бюджет. Да и часто сосед-священник выручает сельсовет своим транспортом.
— Батюшка даже инициативу проявил — построить в селе спортивную площадку, — приобщается к разговору кто-то из работниц сельского совета. — Хотя, конечно, тот факт, что батюшка имеет какое-то отношение к этому бару, неприятен. Но из-за доброты отца Александра наши люди не придают этому особого значения...
"МОЖЕТ ЭТО И НЕПРАВИЛЬНО, НО..."
Действительно, причастность священника к деятельности сельского бара не особо волнует жителей села. Пообсуждали сначала на скамейках по вечерам и махнули рукой.
— И я говорила, чтобы тех баров вообще не было, тогда может легче бы жилось людям... — говорит 75-летняя Анна Назаровна. Но добавляет, что ей очень нравятся проповеди батюшки.
— У меня тоже отношение двоякое. С одной стороны, может, это и неправильно. А с другой — никто силой в этот бар никого не тянет, — говорит женщина, которая представилась учительницей. — Раз это заведение разрешено властями — значит, претензий быть не может. Я туда не хожу. А наш священник — очень добрый человек, никогда никому ни в чем не отказал.
— Если брать моральную сторону этого дела, то есть много случаев, когда у священников нет ни баров или магазинов, но ведут они себя по жизни, мягко говоря, не совсем правильно. А здесь наоборот, — согласна с позицией своей односельчанки и другая наша собеседница.
— Какие могут быть претензии к батюшке?! — переспрашивает встречный мужчина. — Все, что требуют церковные каноны, он придерживается.
НА ЦЕРКОВНУЮ ЗАРПЛАТУ НЕ ПРОЖИВЕШЬ
— Понимаете, у каждого свои семейные нюансы, — это уже говорит сам отец Александр. — Но я же не могу жену убеждать, чтобы она закрыла бар. Матушка наняла людей, они работают в кафе. А я могу там и неделями не появляться.
— Но, если брать в общем, то священник, который занимается бизнесом, продавая спиртное...
— Это вещи несовместимые, — категоричный отец Александр.
Однако, по словам священника, у него двое детей, которых надо кормить. А на церковную зарплату особо не разгонишься. Поэтому даже взялись было обрабатывать гектар огорода.
— Хотя с того огорода сейчас, сами знаете, какой толк. Поэтому и поехала жена на заработки...
"СВЯЩЕННИКИ — НЕ МАРСИАНЕ"
Протоиерей Храма всех Святых земли Волынской Михаил Анищенко, к которому мы обратились с просьбой высказать свое мнение по этому поводу, сказал:
— Церковь относится к такому факту отрицательно. Но надо понимать, что то, что делает конкретный священник, еще не означает, что это делает церковь. Священники — такие же люди, они не марсиане, у них есть грехи, как и у всех людей.
— Но бар оформлен на матушку.
— Это не имеет значения.
— А если бы в этом баре продавались только конфеты?
— Это достойная форма бизнеса. Священник имеет право заниматься подобными вещами. Важно, чтобы они не вредили морали.