1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (1883) за 22.10.2004

СТОЛИЧНЫЕ ДОМА СТРОЯТ "ДРЕВНИМИ" КРАНАМИ

На стройплощадке в Киеве 19 октября у башенного крана оборвался стреловый канат, когда он поднимал буровую установку, и стрела упала на стоящие рядом четыре легковых автомобиля. К счастью, в них никого не было. Точно так же кран упал на территорию детсада в мае. И только чудо уберегло малышей от несчастья. Но чудеса случаются редко. В этом году в Украине при эксплуатации грузоподъемных кранов погибло шесть человек. Причина до боли проста — наши краны старые.

Сегодня строительная техника эксплуатируется в экстремальном режиме: 95% башенных кранов — а это 5800 единиц — отработали установленные сроки и стали в прямом смысле смертельно опасными. Заменить их нечем. В 2003 году в стране заработало лишь 37 новых машин, а в 2004 году — 22. Это при том, что только в Киеве полностью отработали свой ресурс 725 "старичков". Проблема в том, что сами мы не можем их выпускать. Если половина башенных кранов Союза были украинскими, то с 1990 года мы не выпустили ни одного. В Харькове есть, правда, опытный образец, но когда он "станет на конвейер" — незвестно: у отечественного машиностроения нет средств на разработку новой техники. Все основные узлы и запчасти к подъемных механизмам завозятся из России, где изготавливаются краны для высотного строительства. Поэтому возрождение производства башенного краностроения в Украине возможно только в кооперации с производителями из стран СНГ.

Пытается Украина наладить сотрудничество и с Россией, Францией, Германией, Испанией, Бельгией. Но если с Россией договориться проще, то другими сложнее: у них и без нас много заказов.

Что касается падающих в столице кранов, то в этом "виновато" ее бурное строительство. В Киеве не хватало кранов, вот со всех областей Украины и свезли настоящий "металлолом". Еще с весны их режим работы был ужесточен и после монтажа, строители должны были предьявить каждый конкрктный кран госинспекторам по надзору. Однако они этого не сделали. Сейчас комиссия разбирает последний случай падения стрелы.

— Грузоподъемные краны относятся к объектам повышенной опасности. А значит, на них напрямую распространяется и такое весьма серьезное понятие, как промышленная безопасность , — объясняет председатель Госнадзорохрантруда Украины, Сергей Сторчак. — И чтобы решить этот и другие вопросы, раз в год собирается Межгосударственный совет по промышленной безопасности стран СНГ, в который входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Казахстан (Сергей Сторчак на недавнем заседании Межгосударственного совета избран его главой - прим.ред.). Ежегодно на ликвидацию последствий производственных аварий расходуется около 4% мирового внутреннего валового продукта. Украина несет убытки почти в 4 млрд.грн. Это колоссальные финансовые потери. Но легче и дешевле предупредить аварии. И Госнадзорохрантруда Украины отказался от сугубо отраслевого принципа надзора, который привел к обезличенному подходу — по принципу «все отрасли одинаковы». И это аукнулось. Авариями на шахтах и в металлургической промышленности. Мы в первую очередь создали горные и металлургические округа, межрегиональные инспекции в нефтегазодобыче, за охраной недр и переработкой полезных ископаемых. Ввели совершенно новую форму работы — особый режим надзора. Если в какой-то отрасли начинает гибнуть много людей, мы вводим круглосуточное дежурство наших инспекторов на этих предприятиях, и они заменяют собой ведомственных инженеров по охране труда, чей контроль оказался неэффективным. Недавно в Киеве мы уже приостанавливали работу нескольких десятков кранов,а летом— работу 31 шахты.

— Какие обязательства взяла на себя Украна перед Советом?

— Мы займемся формированием общих требований по подготовке и аттестации специалистов. Кроме того, страны-участницы проанализируют угрозу террористических актов на опасных производствах, так как террористы могут использовать высокие технологии в своих целях именно на таких предприятиях.