1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1888) за 28.10.2004

ЛЮБИ "СВОИХ",ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ

Еще недавно премьеры всех без исключения профессиональных, ярких фильмов российских кинематографистов вызывали бурю обсуждений и многочисленные рецензии в прессе, в том числе и украинской.

За короткий период, буквально на глазах, эти талантливые всплески превратились в мощный, необратимый процесс. Вот и новый фильм "Свои" российского режиссера Дмитрия Месхиева о первых днях Великой Отечественной показался на этом фоне не слишком примечательным.

Те, кто смотрел картину на недавнем открытии в Киеве очередного кинофестиваля "Молодость", могли убедиться — как всегда, прекрасные актеры, отличная главная роль у нашего соотечественника Богдана Ступки, есть интересные технические решения, операторская работа на соответствующем уровне. Ну и тема, конечно, заслуживает похвалы, все же память об историческом прошлом.

Интересно другое: откуда такой интерес в последние годы у российских кинематографистов, благословляемых министерством культуры, к теме борьбы с немецко-фашистскими оккупантами? Ведь еще не так давно интерес для киношников представлял исключительно образ "братана городского, обыкновенного"? Что, резко возрос интеллектуальный уровень публики? Вряд ли это происходит так быстро. Может быть, внезапно вспомнили о совести, или показалось интересным эффектно снимать такую мясорубку с использованием последних технических новшеств?

В ряде последних фильмов это, наверное, и было главным мотивом. Но, например, "Свои" — совершенно ничем не отличается от хорошего советского кино на ту же тему. Если вырезать современно отснятый в техническом плане 5-минутный кровавый пролог с немецкими танками, уничтожающими красноармейцев, получается почти мелодрама в лучших идеологических традициях СССР.

Вкратце сюжет: трое пленных — Снайпер (Евланов), Политрук (Хабенский) и Чекист (Гармаш) — бегут из немецкого плена и оказываются в небольшой деревушке не то в России, не то в Белоруссии. В деревне живет семья и родственники Снайпера, которые и приютили красноармейцев. Однако тут же выясняется, что отца Снайпера (Ступка) немцы назначили сельским старостой, а при советской власти он был раскулачен и сослан. О том, что было дальше, в советской кинокритике емко написали бы: "Под влиянием патриотизма красноармейцев бывший кулак раскаивается, понимая преступную сущность фашистского режима и их приспешников, и сам берет в руки оружие, выступая на защиту родины". Более того, раскаявшись, он не только при помощи красноармейцев расправляется с захватчиками, но и вновь отправляет сына на войну.

Но главное в фильме: братья-славяне всегда "промеж собой" разберутся и, забыв обиды, успешно выступят против общего врага. Поэтому, наверное, и название — "Свои".

Мысль не нова — помню какой-то из советских фильмов о войне рассказывал приблизительно о том же, только действие разворачивалось в Прибалтике. И там пристыженный хозяин хутора, дезертировавший из действующей армии и обнаруженный с бабой на печи, берет в руки винтовку и отправляется на фронт вместе с другими солдатами-окруженцами.

Разница только в том, что теперь такие фильмы о прибалтах не снимают: те — уже отрезанный ломоть, своими не назовешь. Об обязательных в советских фильмах узбеках, грузинах, таджиках и прочих представителях когда-то "братских народов" тоже почти не вспоминают — внешняя политика изменилась. А вот украинцы и белорусы повсеместно присутствуют. И в контексте "собирания земель русских" это снова выглядит логично, только вот общественное сознание к этому нужно подготовить, ведь не все мыслят одинаково.

А что, как не впечатляющая борьба 1941—1945 и победа над гитлеровской Германией, с точки зрения идеологов, является наиболее эффектной демонстрацией нашего единства?

Только подобные контексты слишком очевидны и воспринимаются соответственно — человеку, мечтающему об "Украине в Европе", кажется, что ему навязывают противоположную точку зрения, а тому, кто убежден в историческом единстве Украины, Белоруссии и России, кажется странным, что именно война оказалась лучшим примером наших братских отношений. Мы же не готовимся к новой "холодной войне" с Западом? Будем считать, что проблема современных сценаристов — в нежелании углубляться а историю.