1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (1890) за 30.10.2004

"ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОДЫ НУЖЕН КРЕПКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС"

О том, какие проблемы существуют в сфере украинской моды и насколько тяжело сейчас молодому талантливому дизайнеру заявить о себе, мы поговорили с дизайнером Натальей Соболевой, которая в мире моды уже 30 лет. На последних "Сезонах моды", где она с коллегой Людмилой Вронской продемонстрировала мужскую коллекцию "Неправда" (о ней мы писали в прошлых выпусках), Соболева получила титул "Легенда моды".

— Что сейчас важно молодому дизайнеру?

— Чтобы тебя заметили и помогли. Нужно суметь "понравиться".

— Украинская мода является бизнесом?

— Нет. Она все еще в зачаточном состоянии. Украина — страна пока слишком бедная. Для бизнеса важен не только талант художника, но еще и покупательская способность и интерес к моде. Раньше был средний класс, на который можно было рассчитывать. Сейчас он как таковой нивелирован. Я не говорю о богатых людях, на них не держится fashion-бизнес. Для развития моды нужен крепкий средний класс. Причины такой ситуации — состояние нашей экономики, культуры и отношение потребителей: китайский и турецкий ширпотреб наводнил рынок, кроме того, у покупателей сложилось стойкое преклонение перед разрекламированными лейблами. Эта проблема еще не одного пятилетия. Дизайнеры работают, скорее, не благодаря, а вопреки. Это совсем не дешевое дело — создать коллекцию — но многие умудряются показываться. Сейчас работа дизайнера сродни героическому подвигу.

— Обязательно ли молодому дизайнеру идти на такие фестивали как "Сезоны моды", чтобы его заметили?

— В принципе, это один из путей. Я знаю нескольких дизайнеров, которых заметили не в фестивалях. Он кому-то сшил, понравилось; тот, кому сшили, рассказал друзьям — очень стихийно распространяется информация. Лучше всего, конечно же, участвовать в таких акциях. Это более быстрый путь. Мне кажется, талантливую коллекцию всегда заметят. Безусловно, финансовые проблемы преследуют молодых дизайнеров — определилась неприятная тенденция. Я давно заметила: один раз дизайнер показался и все — год сидит без дела и денег.

— Спонсоры ищут новые имена?

— Молодыми дизайнерами интересовался Воронин, Соколовский ("Текстиль-Контакт"). Они основное внимание уделяют поиску молодых талантов… Все, кто уже в этой сфере работает определенный период, хотят найти жемчужину.

— Кого вы лично можете выделить из молодых?

— Мне интересна Краснова и Ирина Каравай, хотя она уже довольно крепко стоит на ногах.

— Чем Украина может "взять" запад, если этот бизнес будет развиваться?

— На мой взгляд, это что-то связанное с национальной культурой. Кстати, Лилия Пустовит очень хорошо работает с этой темой. Остальные немного увлеклись "шароварщиной".

— Многие дизайнеры способны открыть свои магазины?

— Далеко немногие! Для того, чтобы были свои магазины, нужно иметь хоть какое-то предприятие, которое бы выпускало n-ное количество "на поток". Магазин надо чем-то наполнять, а у них такой возможности пока нет. Они работают с определенным кругом клиентов, и только таким способом заявляют о себе.