1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №247 (1891) за 01.11.2004

ПОЧТОВУЮ ПЛОЩАДЬ ХОТЯТ ЗАСТРОИТЬ ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ

Как поется в известной песне, "без Подола Киев невозможен". И дело отнюдь не в районе как таковом, а в его необычайной ауре, присутствии духа первозданности. Ведь на Подоле ощущаешь себя в другом времени. А все потому, что нет там ни единой высотки-новостройки, и мы беспрепятственно можем созерцать живописные днепровские склоны и речную гладь. Пока можем. Почему "пока"? На участки в древнейшей местности столицы положили глаз бизнесмены, желающие получить от их застройки максимальную прибыль. На минувшем заседании градостроительного совета на обсуждение были вынесены проект строительства офисного комплекса по ул. Набережно-Крещатикской, 1-а, и консультативное рассмотрение проекта строительства отельно-офисного комплекса по ул. Сагайдачного, 3—17.

Не успев ознакомиться с повесткой дня, была сражена эскизами: довольно массивные комплексы "красовались" у набережной, впритык к старинной мельнице Бродского, и около фуникулера, заслоняя вид на Владимирскую горку. Помнится, в позапрошлую среду, когда рассматривался проект реконструкции последней, фраза о недопустимости застройки подходов к холму повторялась не единожды. И вот — пожалуйста...

Комплекс офисов на Набережно-Крещатикской проектировщики предлагают сделать 8—10 этажным с подземным паркингом. Основной заезд, следуя условиям ГАИ, запланирован с ул. Боричев спуск, аварийный выходит на Набережно-Крещатикскую, где сейчас — трамвайные пути (их в перспективе предполагается демонтировать). При этом зодчие могли выбирать дизайн здания из двух вариантов. Первый предполагает сооружение из красного гранита с высоким (5—7 м) цокольным этажом под торговлю и доминирующим куполом посредине, напоминающим уменьшенную "верхушку" Верховной Рады. Второй — строение в бежевых тонах со сложным фасадом, включающим колонны.

В адрес первого предложения сразу же посыпались нелестные отзывы. Дескать, и цоколь "слишком тяжелый", и цвет "кричащий" и купол ни к чему. По мнению некоторых архитекторов, ориентироваться можно на второе решение проекта, при этом первый этаж должен быть открыт (на столбах или пилонах), чтобы с площади был виден Славутич, а само здание — как можно ниже, дабы не подавлять находящиеся рядом мельницу Бродского и строение Парламентской библиотеки.

Однако большинство членов градсовета настаивали на ином. Одни называли представленные работы "захватом пространств", другие — "архитекторским неумением" и "полнейшим абсурдом". "Этот дом недопустим, — заявил архитектор Николай Жариков. — Заказчику безразлична судьба Подола: максимум площадей и все. В библиотеку придется идти через подворотню. Это нормально? Не понимаю, как Министерство культуры дало на это согласие..."

Эмоциональных архитекторов то и дело пытался утихомирить заместитель главного архитектора Киева Эдуард Лещенко. И успокоил: "Объект здесь может быть, поскольку все городские службы дали на него разрешения. Но ни один из представленных вариантов не подходит. Все требует доработки. Здесь должны сидеть представители "Киевпроекта", чтобы рассказать всем о новой транспортной схеме на площади. Но мы этого сегодня не услышали. Совет рекомендует проектантам доработать вопросы транспортной схемы, открытого первого этажа комплекса, венчающей части здания, понижения этажности и примыкания к соседним строениям".

15-минутный перерыв не снял напряжения в зале. И неудивительно — предстояло рассмотрение еще одного отельно-офисного комплекса, точнее, его второй очереди на той же Почтовой площади, прямо у входа в фуникулер. Авторы проекта были немногословны. Два строения объекта, одно из которых уже согласовано и строится, будут работать автономно — их соединит переход как раз напротив фуникулера. Комплекс запланирован с 6-ю наземными этажами, 24 отельными номерами повышенной комфортности, паркингом.

Ситуация накалялась. Зодчие не скрывали своего недовольства. "А когда рассматривался проект первой очереди строительства?" — вопрошали они. Мол, не было ничего подобного. В этот момент в дверях появился Руслан Кухаренко, начальник управления охраны исторической среды Киева: "Раньше на территории была старая застройка. И если бы ее не снесли, а реконструировали, этот вопрос сейчас не стоял бы. Есть решение Киеврады о выделении этого участка под бизнес-центр или торговлю. Другое дело, что объект не должен быть высоким — максимум полтора этажа. Данное место — лакомый кусочек, и его рано или поздно застроят. Нам нужно осмыслить, что вообще может быть на площади, а потом уже рассматривать архитектуру".

Мнение Руслана Кухаренко нашло поддержку у г-на Лещенко, и проект отправили на доработку. Только вот неясно, как можно говорить, что эта работа — всего лишь задумка на бумаге, если часть так называемой задумки уже возводится. Как подметил кто-то из присутствующих на заседании, "раз есть первая очередь, значит, все уже решено и неисправимо".


ИСТОРИЯ ПОДОЛА
Подол — одна из самых древних частей Киева. Он начал застраиваться в VIII столетии (ремесленниками и торговцами) и во время своего первого упоминания в летописи (945 год) был практически сформированным городским районом. Не позже ХI века появилась центральная площадь Подола — Торжище. Нашествия Батыя привели в упадок Верхний город, и Подол стал единственной основной частью Киева. После присоединения города к России на Подоле началось интенсивное строительство каменных церквей, и в конце ХVIII столетия подольские улицы представляли собой такой констраст: среди непролазной грязи и куч мусора цвели прекрасные сады и возносились стройные силуэты колоколен и храмов. При Екатерине II Подол остался торгово-ремесленным центром, приобрев международное значение с переносом сюда Контрактовой ярмарки (здесь же размещалась городская управа). Но пожар 1811 года полностью уничтожил старый деревянный Подол. И хотя он был быстро перепланирован, все же утратил функции центра, который в середине ХIХ столетия передвинулся на Крещатик. Несмотря на это Подол сохранил лидерство в торговой сфере (один Житний рынок чего стоит, не говоря уже о Контрактах!) и остался важным экономическим центром города благодаря сооружению новой гавани.


КАК ПОЯВИЛАСЬ ПОЧТОВАЯ ПЛОЩАДЬ
После строительства в 1850-х годах Цепного моста и прокладывания новой набережной от Подола до Печерска самым удобным местом для обустройства почтовой станции оказалась территория на берегу Днепра, около церкви Рождества Христова. Именно здесь в сентябре 1851 года Николай I распорядился основать новый почтовый двор. Кстати, сама станция, вернее ее комплекс, состоял из главного здания с конторой и отелем, двух флигелей для смотрителя и ямщиков, деревянных стаен и складов, замыкавших двор с севера и востока. В таком виде станция просуществовала до 1912 года. После комплекс реконструировали и соорудили новый корпус для служб и гаражей моторных дилижансов. Станция прекратила работу в 1919-м. А в 1970 году в связи со строительством метро все станционные сооружения, кроме главного, были разобраны.


МНЕНИЕ ФУНИКУЛЕРА
Павел Кондратов, исполняющий обязанности начальника киевского фуникулера:
— Мы ознакомлены с проектом строительства отельно-офисного комплекса на Сагайдачного — работе фуникулера новойстройка мешать не должна. Другое дело — сами работы: первая очередь комплекса уже возводится, и из-за забора, ограждающего стройку, арка фуникулера плохо видна. Но это временно. Как нам стало известно, переход между двумя зданиями объекта, который визуально закрывает вход в фуникулер, решено не сооружать. Так что в будущем никаких неудобств для ежедневно позьзующихся "подъемником" пассажиров, а их — около 7 тысяч, не предусматривается.