1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (1894) за 04.11.2004

НЕСТРОЙНЫЙ ДУЭТ

До Киева доехал новый, игровой русско-украинский фильм — "Настройщик" режиссера Киры Муратовой, отснятый на Одесской киностудии частично на средства, выделенные Министерством культуры и искусств Украины.

В отличие от картин исключительно украинского производства, здесь дело обошлось без казацких шаровар и славного исторического прошлого Украины: режиссер Кира Муратова попыталась просто рассказать современную историю о живых людях, пригласив на главную роль Ренату Литвинову.

Этим, правда, достоинства фильма практически исчерпываются, в чем пришлось убедиться после украинской премьеры "Настройщика" на закрытии кинофестиваля "Молодость".

Громоздкий сценарий не выдерживает никакой критики. Похоже, его долго собирали из нескольких сценариев, меньших по объему, чтобы не обидеть никого из знакомых сценаристов. Да и тщательно вспоминали при этом мировые театральные шедевры, обратившись за отправными точками к классической итальянской комедии вроде "Синьор из высшего света" Скарначчи и Тарабузи.

В результате получился сырой 2-часовой фильм, первая половина которого нудно рассказывает зрителю о жизненном укладе двух будуарных старух и, параллельно, молодой пары весьма респектабельных аферистов ("дочь состоятельных родителей" Рената Литвинова и "настройщик роялей" Георгий Делиев из "Маски-Шоу").

После экранного часа рассуждений, самокопаний, занятий самыми разными делами и попутно знакомства со старухами, у которых имеются кое-какие сбережения, герои начинают действовать более активно.

Теперь вся история напоминает морально устаревшие постперестроечные комедии о наивных с современной точки зрения аферах, когда жадные и глупые клюют на "лотерейный выигрыш", за которым отправляются в городской туалет, который аферисты по такому случаю быстро приспособили под "Центральный банк".

Скучно. К этому времени часть зрительного зала, зевая, слиняла, а остальная — надежно усыплена. Уверен, каждый из спящих зрителей мог бы рассказать сценаристам фильма с десяток более правдоподобных историй из своего житейского опыта.

Отдадим должное творческой бригаде, работавшей над фильмом — из 2-часового "Настройщика" могла бы получиться вполне симпатичная и живая короткометражка минут на 30—40. При двух условиях. Во-первых, изменить название "Настройщик", которое слишком созвучно названию известной картины "Мусорщик" (2001) российского режиссера Георгия Шенгелия. Да и героев в обоих фильмах можно в чем-то спутать, что только усиливает ощущение дежа вю.

Во-вторых, оставить в фильме только сцены с Ренатой Литвиновой. Она, единственная в картине, выглядит совершенно самодостаточной: играет завораживающе, а подчас и просто уморительна.

Литвинова вполне может обходиться без постороннего влияния и как продюсер и режиссер, делая профессиональные, очень современные фильмы с крепко выстроенным сюжетом, как это очевидно в "Богине". Правда, больше бы глубины содержанию ее сценариев. Странно, что эта единственно яркая фигура "Настройщика" пытается вытянуть на себе весь фильм с таким банальным сюжетом вместо того, чтобы сделать свою собственную работу с современной историей и естественными героями.