1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (1894) за 04.11.2004

СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ "АВТОГРАЖДАНКА"?

Наконец-то Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) вынесла вердикт по поводу величины обязательных взносов автогражданского страхования, Напомним, согласно принятому 3 июля с. г. Верховной Радой закону, с 1 января 2005 г. их должны будут платить все владельцы транспортных средств. Спустя месяц после того, как привлеченные для проведения расчетов эксперты из Харьковского научно-технологического института транскрипции, трансляции и репликации назвали цифру в 323,88 грн. — таким, по их мнению, должен быть базовый платеж по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, а Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) донесло ее до широкой общественности, Госфинуслуг ответила, что расчеты завышены. Кстати, такой вывод мы и прогнозировали, ведь на сегодня по договорам добровольного страхования владельцы авто платят в три с лишним раза меньше. Причем делает это примерно один из десяти, остальные ездят незастрахованными.

Госкомиссия так аргументирует свое решение: анализ методики определения базового платежа показал, что при расчетах использовалось исходные данные, отвечающие наихудшему сценарию развития событий. По информации Госфинуслуг, МТСБУ предложило, чтобы на его услуги предусматривалось 28% от общих сумм собранных страховок (20% — на ведение дел, 3% — отчисления в бюджет и 5% — обязательное отчисление в централизованные фонды МТСБУ), что значительно превышает норматив для данного вида страхования, установленный постановлением Кабмина от 4 июня 1994 г. (не более 20%). К тому же, включение в затраты 3% отчислений в бюджет требует дополнительного обоснования. Исходя из этого, Комиссия считает необходимым отклонить базовый платеж, предложенный МТСБУ. Председатель Госфинуслуг Виктор Суслов отметил, что дискуссия по размеру базового тарифа может быть продолжена. Однако затягивать с этим вопросам не следует, поскольку времени до вступления в действие закона об обязательном автогражданском страховании осталось мало. И заявил, что если других предложений не будет, Госкомиссия использует свое право утвердить базовый тариф в размере 100 грн., как указано в законе об автостраховании. Госфинуслуг напоминает свою официальную позицию, согласно которой базовый тариф должен быть максимально благоприятным как для участников страхового рынка, так и для пользователей страховых услуг. Здравый смысл подсказывает, что 323,88 грн. обязательного "побора" для многих из них будут чрезмерной нагрузкой.

Времени действительно осталось всего дней десять, ибо тариф должен быть утвержден за 45 суток до начала действия закона, то есть, не позднее 15 ноября. Мы поинтересовались в МТСБУ, фактически являющимся связующим звеном между страховщиками, Госфинуслуг и водителями, как оно намерено действовать в сложившейся ситуации. Помощник президента МТСБУ по связям с общественностью Михаил Демьянюк разъяснил, что страховым компаниям предложено за оставшееся время самим назвать приемлемые для них минимальные страховые тарифы, которые их не разорили бы. Работа над этими расчетами идет, и г-н Демьянюк надеется, что она будет завершена к установленному сроку.

Но предположим, что страхкомпании не захотят существенно умерить аппетиты, и "в наказание" будет принят базовый тариф в 100 грн. Сложно сказать, как после этого будет работать закон об автостраховании. Даже если страховщикам "выкрутят руки", они, уверен, найдут возможность снизить свои потери. Первый способ — "накрутка" суммы на базовый платеж за счет повышающих коэффициентов, которые учитывают массу факторов: тип авто, интенсивность движения в населенном пункте, опыт водителя и так далее. Ну и второй, тоже возможный — получить в случае аварии хоть какую-то компенсацию, не говоря уже о возмещении реально нанесенного ущерба водителям, станет гораздо сложнее, чем было до сих пор.