1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №253 (1897) за 08.11.2004

КОМУ ПОЛОЖЕНО СНИЖЕНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

В редакцию звонит все больше читалей с просьбой помочь разобраться, кому полагается социальная налоговая льгота, дающая право на уменьшение подоходного налога: тем, чья зарплата не дотягивает до 510 грн., или тем, у кого — до 540 грн. А возникла дилемма из-за того, что прожиточный минимум на 2004 г., на основании которого выводится размер льготы, Верховная Рада приняла с опозданием на целых пять месяцев.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...

Напомним: данная преференция была введена с 1 января одновременно с единым 13%-м подоходным налогом (вместо прежних четырех ставок от 10% до 40%). С ее помощью держава решила, с одной стороны, защитить самых малооплачиваемых граждан, для которых унификация ставки подоходного обернулась бы не снижением, а повышением налога, а с другой — еще и несколько увеличить их реальные доходы. Исходя из социальной справедливости, это логично, ведь от введения единого подоходного больше всего выиграли высокооплачиваемые категории работников.

Итак, по Закону "О налоге с доходов физлиц", налоговая льгота применяется в тех случаях, когда доход человека по основному месту работы не превышает суммы прожиточного минимума для трудоспособных лиц, увеличенной в 1,4 раза. Тогда налогооблагаемая сумма должна уменьшаться на величину минимальной зарплаты (МЗ), то есть, примерно на треть. Но, чтобы резко не сократить поступления в бюджет, на первые годы были предусмотрены ограничения: в 2004 г. уменьшение может составлять только 30% МЗ, в 2005 г. — 50%, в 2006 г. — 80%, и только с 2007-го льгота начнет действовать в полную силу.

Иными словами, величина налоговой льготы напрямую зависит от двух показателей — прожиточного минимума (ПМ) и минимальной зарплаты. МЗ в этом году, благодаря усилиям правительства, растет достаточно динамично, а вот своевременное увеличение ПМ — прерогатива Верховной Рады. В конце 2003-го года нардепам было не до прожиточного минимума, очередь до него дошла только... в мае. Тут-то и возникли разночтения, по какому же значению ПМ выводить налоговую льготу: то ли по прошлогоднему (365 грн. для трудоспособных), то ли по новому (386,73 грн.). Ведь при этом соответственно и порог действия налоговой льготы увеличивался с 510 до 540 грн. в месяц, заметно расширяя круг ее получателей. Поначалу даже налоговики засомневались, как быть, и из лучших побуждений рекомендовали считать по-новому уже с момента вступления в силу Закона "О прожиточном минимуме на 2004 г.", то есть, с 27 мая. Однако после консультаций с Минфином было принято другое решение.

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ, А ЛЬГОТЫ — "ПОД ЕЛОЧКУ"

"По этому вопросу было много споров, — разъясняет зампредседателя Государственной налоговой администрации Сергей Лекарь. — Остановились на том, что ради упрощения расчетов в этом году должны действовать те социальные ориентиры, которые были приняты законодателями на 1 января 2004-го. Ведь на протяжении года эти показатели могут меняться по нескольку раз, и что, каждый раз заново пересчитывать льготы, компенсации и прочие выплаты?

В других странах законодатель четко знает, что его первейшая обязанность — вовремя принять все показатели, по которым формируется бюджет. Потому что любые последующие изменения влекут за собой дополнительные незапланированные затраты. А от наших депутатов требовалось всего-навсего принять закон об увеличении ПМ до конца 2003-го. А раз на 1 января была сохранена старая величина ПМ, то и налоговая льгота должна применяться к доходам, не превышающим 510 грн., а не 540, как планировал Кабмин".

Здесь уместно заметить, что если по каким-то причинам человек не пользовался данной льготой (а для этого необходимо подать заявление работодателю), то ему надо в начале 2005-го заполнить декларацию о доходах, и тогда весной держава вернет ему переплаченные деньги.

А тем временем ситуация с принятием краеугольных законов на год грядущий вновь повторяется. Нардепы проигнорировали правительственный законопроект "О прожиточном минимуме", которым его предполагается поднять на 20 грн., до 382 грн. в месяц, и приняли популистский вариант в 432 грн., одним махом увеличив ПМ на 70 грн. А вокруг документа о повышении минимальной зарплаты до 262 грн. идут "оживленные дебаты" — вероятно, тоже готовится аналогичный сюрприз.

Такая забота, на первый взгляд, заслуживает всенародного одобрения, однако в реальности она грозит тем, что к началу года страна останется без утвержденного бюджета, а люди — с прошлогодними социальными гарантиями. "Если Верховная Рада утвердит этот, не подкрепленный никакими расчетами, законопроект, и Президент его подпишет, будем пересчитывать бюджет", — подтвердил печальную перспективу начальник управления финансов соцпрограмм Минфина Сергей Диденко. В этой связи напрашивается рацпредложение: а, может, не платить депутатам зарплату до тех пор, пока они не выполнят свои прямые обязанности перед избирателями?..