1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №253 (1897) за 08.11.2004

ШУЛЯВКА: ОТ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ДО ЭЛИТНОГО КВАРТАЛА

Шулявка в представлении многих киевлян — это серая, тесная, неуютная промзона, ограниченная одноименной станцией метро и заводом "Большевик" (на самом деле его территория гораздо больше). Минимум природы, максимум индустриальных построек — в общем, местным жителям не позавидуешь. Тем не менее, последним свое "гнездо" дорого, как и всякому "кулику". И даже в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях, они нашли свою отдушину для отдыха — небольшой скверик на пересечении пр. Победы и ул. Индустриальной. Однако, недавно жителям стало известно, что сквер решено потеснить. Что, где, когда? Масса вопросов без ответов порождает слухи.

Откроем маленький секрет: о намечающемся строительстве возле сквера трех 34-этажных дома шулявчане узнали из нашей газеты. На майском градсовете обсуждалась их концепция. Архитекторы отнеслись к ней настороженно, предложив заказчику еще раз подумать над этажностью.

Застройщик — одна из киевских строительных компаний — в точной информации нам отказал. Заместитель руководителя лишь заверил, что новостройки будут "гораздо ниже". На вопрос: "Где?"— ответ: "На пустыре, где сейчас бомжатник и рассадник наркоманов". Относительно сквера заверил, что снос деревьев будет компенсирован новыми насаждениями и благоустройством территории. А попутно помянул "незлим, тихим" сэконд-хэндовский базар, который заполонил пространство под Индустриальным путепроводом и уже "заполз" на территорию сквера. Да уж, если здесь поставят три высотки, под мостом и в подземном переходе, ведущем к метро, где от наплыва людей точно будет не продыхнуть.

Из писем "Киевзеленстроя", "Киевзема" и других профильных управлений, с которыми согласовывается любая стройка, жителям района стало известно, что площадка в 1,56 га для "строительства, эксплуатации и обслуживания торгово-делового и жилищно-офисного комплекса" выделена компании по договору аренды на 25 лет. Обещано, что пожелания жителей прилегающей территории относительно ее благоустройства будут учтены. Но как, если общаться с ними не хотят?

Прохожие наверняка подмечают и заброшенный фонтан, и опустевший бассейн, и неухоженные деревца: ели, рябины, березы, тополя, — которые, тем не менее, летом "бушуют" в зелени. А когда-то...

— Я живу здесь с 1955 года, — вспоминает Людмила Безуглая, местная жительница. — Тогда еще не было здания "Прессы Украины", по проспекту ходил трамвай. На месте моста стоял одноэтажный гастроном. Позже сделали надстройку — кафе. Но буквально через год начали строить мост, и гастроном снесли.

На месте нынешнего "Центрального" гастронома в то время стояли полсотни маленьких домиков, в котором жили рабочие завода. По словам Людмилы Назаровны, в одном из них обитал и режиссер Иванов, автор фильма "За двумя зайцами". Почти возле каждого дома был сад, так что весной этот кусочек Шулявки утопал в аромате цветущих деревьев так же, как сейчас "благоухает" выхлопными газами. А когда поселок снесли, рядышком заложили скверик (от силы 50—60 соток), в котором по вечерам любили отдыхать рабочие. Главной его достопримечательностью был "поющий" фонтан. Крутили дискотеки. Здесь и по сей день стоит крохотная одноэтажная постройка, в которой хранилась аудиоаппаратура. В общем, жизнь била ключом.

Да и сейчас местные скамейки не пустуют. Мамы с колясками, студенты, старички... Для последних, кстати, это единственное место отдыха в округе, до парка КПИ слишком далеко ходить. Впрочем, после перепрофилирования одного из заводских корпусов, сквер перестал быть тихим оазисом, превратившись в стоянку для автомобилей.

— Однажды ради интереса я подсчитал, что за день по скверу проезжает до 300 машин, — рассказал Николай Кондратьев, председатель домового комитета по пер. Полевому, 12.

Жителей этого четырехэтажного дома, кстати, больше всех волнует будущее строительство. Во-первых, потому, что застройщики хотят урезать их и без того тесный двор, почти вплотную к дому придвинув сквозную дорогу — заезд в сквер с пр. Победы между NN 45 и 47. Дорога, кстати, довольно опасна для пешеходов, особенно школьников. Слишком узкие тротуары забиты припаркованными машинами.

Относительно "бомжатника и рассадника наркоманов" Николай Александрович согласился: "Было дело. Пока не поставили забор, постоянно во дворе собирались, да и сейчас нередко заходят". Наличие забора, кстати, застройщику не по нраву — дороге мешает. Равно как и гаражи с погребами, которые существуют здесь испокон веков. Так что люди трясутся и за свои скупые пожитки. Но главное то, что высотка в буквальном смысле закроет им солнце, попутно перекрыв доступ к скверу. Если от того что-нибудь останется. Ведь будущая строительная площадка со всех сторон зажата гастрономом, поликлиникой и домами. Где делать заезд для спецтехники?

— Мы не против строительства, но только не надо небоскребов, и сквер сохраните, — попросил Николай Кондратьев. — Для нас, стариков, это единственная отрада...

Представитель компании-застройщика пообещал, что примерно через месяц на градсовете будет представлен проект будущего комплекса вместе с перспективной застройкой проспекта Победы, на котором планируется возвести целый ряд высоток. "По сравнению с 40-этажным домом напротив здания Минтранса мы будем выглядеть младенцами", — подытожил он.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Происхождение слова "шулявка" связывают с летописным "шелевборком" (лесок) или с птицей шуляк. Когда-то в этой местности было село Шулявщина. Позже Шулявкой называли загородную дачу киевских митрополитов, расположенную в роще, на берегу реки Лыбедь и пруда недалеко от пересечения Брест-Литовского (пр. Победы) и Кадетского (ул. В.Чорновола) шоссе. В 1847 году Шулявка перешла в собственность государства. Вскоре здесь появился Владимирский кадетский корпус, за ним простиралась Кадетская роща, которую вырубили в период гражданской войны. В конце XIX века в районе Шулявки начали строить Политехнический институт, завод Гретера и Криванека (ныне "Большевик"). После революции Шулявку некоторое время называли Жовтнивкою.