1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №254 (1898) за 09.11.2004

НА ФЕСТИВАЛЕ ГЕНСБУРА ЗРИТЕЛИ КУРИЛИ В ЗАЛЕ И ПЕЛИ "МАРСЕЛЬЕЗУ"

Серж Генсбур — прежде всего великий провокатор и гений саморазрушения, а уже потом музыкант, режиссер и актер. Обыватели называли Генсбура "грязным ртом Франции" — он был нахальным и дерзким в своих суждениях, а остатки его зубов из-за постоянного курения были коричневого цвета. Этот маленький человек с типично еврейской внешностью, не выходивший из алкогольного ступора, демонстративно сжигал перед телекамерами деньги, дуэтом со своей дочерью-подростком записывал песню под названием "Лимонный инцест" и исполнял рэгги-версию "Марсельезы", несмотря на угрозы расправы со стороны французских десантников. Когда же Генсбур умер, во Франции был объявлен национальный траур.

На фестивале Сержа Генсбура, проводимом в Киеве на студии Довженко, гостей поили коньяком и усаживали смотреть фильмы, к созданию которых Генсбур имел какое-либо отношение. Открывался фестиваль достаточно невинно — картиной с двусмысленным названием "Я вас люблю" режиссера Клода Берри с Катрин Денев в главной роли. Денев любит четырех мужчин одновременно и решает собрать их всех вместе на Рождество. Генсбур играет одного из любовников Денев — небритого и вечно пьяного персонажа с огромной харизмой и мешками под глазами — мало чем отличающегося от себя в реальной жизни. Жареным стало пахнуть на второй день фестиваля — демонстрировавшийся фильм "Я тебя люблю и я тебя тоже нет" (1976 г. Генсбур — режиссер) повествует о любви парня-гомосексуалиста и официантки Джонни, получившей такое прозвище из-за микроскопической груди и короткой стрижки. Парня жутко ревнует его отвергнутый любовник, который чуть не до смерти душит девушку целлофановым пакетом, когда та принимает ванную. Жерар Депардье играет в картине эпизодическую роль зоофила-кокаиниста, не расстающегося со своей верной лошадью. Картина заканчивается печально для девушки, так и не сумевшей физически привыкнуть к анальному сексу — в итоге побеждает крепкая мужская дружба. Кстати, одноименная песня "Je t'aime …moi non plus", записанная Генсбуром вместе с исполнительницей роли Джонни Джейн Биркин, была проклята самим Папой Римским и изъята из продажи во многих европейских странах. Некоторые увлеченные зрители (в большинстве своем молодежь, а не ностальгирующие по семидесятым искусствоведы), проникшись генсбуровским духом, с вызовом курили прямо в зале, не поднимаясь с кресел. Они же после сеанса пытались содрать со стен фотографии Генсбура и, нестройным хором распевая мелодию "Марсельезы", отправлялись допивать коньяк на концерте французской группы "Scenic Railway" в соседнем павильоне. Музыканты довольно нескучно и в меру радикально играют материал Генсбура шестидесятых, но с ним самим (хотя и сам Генсбур петь, по большому счету, не умел) не шли ни в какое сравнение — не было того "чувства". Так же трудно, например, представить песни Высоцкого в чьем-либо другом исполнении.

Четырехдневный фестиваль завершался одним из последних фильмов Генсбура "Шарлотта навсегда". Не слишком хорошее изображение организаторы попытались выдать за "задумку режиссера", а сам показ несколько раз прерывался по "техническим причинам" под дружные аплодисменты набившейся в зал толпы (мест не хватало, и публика, в лучших традициях кинофестиваля "Молодость", сидела в проходах и на полу под экраном). В фильме Генсбур снялся вместе с дочерью Шарлоттой — в течение двух часов экранного времени отец и дочь страстно выясняют отношения, используя при этом огнестрельное оружие, ненормативную лексику и литры алкоголя. Все заканчивается томным танцем главных героев под заглавную песню фильма — все-таки Генсбур был романтиком.