1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №255 (1899) за 10.11.2004

СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНЕНКО БОИТСЯ ПОЛУЧАТЬ "ОСКАРА"

Вслед за получившей ошеломляющий успех среди зрителей и критики картиной "Ночной дозор" по роману популярного фантаста Сергея Лукьяненко снимается еще одна, продолжение. Не так давно мы рассказывали , что в съемках третьей части принять участие изъявил желание сам батюшка Голливуд, мудрый и старый лис, который сразу смекнул, что фильм российских кинематографистов не уступает воспетой "Матрице" и "Гарри Поттеру" — во всяком случае, в техническом воплощении точно. Мы поговорили с тем, кто, собственно, и заварил всю эту кашу — с писателем Сергеем Лукьяненко.

ВСЮ ЖАННУ ФРИСКЕ УВИДЯТ НА РЕЖИССЕРСКОЙ DVD-ВЕРСИИ

— Когда вы создавали книгу, предполагали, какой небывалый успех будет иметь не только литературное произведение, но и картина "Ночной дозор"?

— Я начал писать эту книгу в 1997 году, через год она уже вышла в свет, и с тех пор пользуется достаточно большой популярностью, постоянно переиздавалась: совокупный тираж близился к полумиллиону экземпляров. После выхода фильма популярность книги возросла еще больше, и сейчас издаются еще большие тиражи как "Дневного дозора", так и "Сумеречного". Мне сразу казалось, что книга удалась, но такой популярности, которая есть сейчас, конечно же, не ожидал. На огромную популярность вообще глупо рассчитывать, поскольку это может быть чревато разочарованием.

— Вас не разочаровала киноверсия романа "Ночной дозор"?

— Несколько иная версия, конечно. Очень трудно большую книгу экранизировать дословно, соблюдая все сюжетные линии с тем смыслом, который вкладывал в них автор. Очень многое ушло, но что-то и добавилось. Как автор, я безусловно за буквальную экранизацию и это не мешает считать мне, что фильм очень стильный, интересный, сделавший огромный вклад в наше фантастическое кино: прорыв произошел!

— Первые слова режиссера Тимура Бекмамбетова, когда он предложил вам экранизировать книгу?

— Меня нашли люди с "Первого канала": они загорелись идеей фильма, предложив кандидатуру режиссера Тимура Бекмамбетова и сказав, что "Ночной дозор" очень перспективный роман, экранизация которого станет заметным явлением в кино. Думаю, на "Первом" тоже такого огромного успеха картине не предполагали.

— Советовался ли с вами режиссер по поводу выбора актеров?

— Советовался, хотя я предпочитаю не вмешиваться в режиссерскую кухню: это разные вещи — работа писателя и работа режиссера. Тимуру виднее, кто может воплотить на экране тот или иной образ и как это будет выглядеть на экране.

— Ваше мнение относительно высказывания: "Добро и зло имеют одно и то же лицо"?

— Эта идея присутствовала и в книге, и я рад, что она сохранилась. По сути, это противостояние двух спецслужб: одна отстаивает Свет, а другая Тьму, но на острие этой борьбы и одна, и другая сторона вынуждена пользоваться одинаковыми средствами. В схватке теряется граница между добром и злом.

— Чья игра захватила вас как зрителя в картине больше всего?

— Мне очень понравилась игра Валерия Золотухина и молодого актера Алексея Чадова, которые блестяще сыграли семью вампиров, живущих по соседству с Антоном Городецким. Я видел Чадова в картине "Война" Алексея Балабанова и отметил его игру еще тогда, поэтому мне очень приятно его участие в "Ночном дозоре". Валерий Золотухин сильный актер старого поколения и радует то, что молодой Чадов так достойно и талантливо сыграл с ним в паре.

— Что можете сказать об исполнительницах женских ролей: Жанне Фриске, Марии Порошиной?

— К сожалению, в первом фильме сюжет не дал до конца раскрыться Маше Порошиной, но она наверстает все во второй части. На мой взгляд, она очень сильная драматическая актриса. Когда я увидел первые кадры с ее участием, сразу сказал, что это удачный выбор на роль. Ощущение доброты и света от Порошиной действительно исходит. Знаю, что многие ругают актерский дебют Жанны Фриске, но я считаю, что она сыграла неплохо, просто идет разночтение трактовки образа из книги и того, который мы видим на экране. Во втором фильме она разыгралась в полную силу. Многие интересные, прекрасно сыгранные ею в первой части фильма эпизоды просто не вошли в готовую картину, но они будут доступны на DVD-диске, в режиссерской версии, где можно будет убедиться: ее кандидатура — правильный выбор.

— Когда зритель сможет увидеть вторую часть "Дозора" и, правда ли, что права на третий "Дозор" будут полностью принадлежать американцам?

— Сейчас идут съемки небольших эпизодов второй части, которая выйдет на экраны в следующем году, а третий "Дозор" уже будет снят совместно с американцами. Третья часть — абсолютно партнерский проект. Права, конечно же, не будут принадлежать американцам полностью: 50% — "Первому каналу", 50% — студии "ХХ век Фокс". Если все сложится удачно и начнется работа над третьим фильмом, я буду участвовать в работе над написанием сценария вместе с голливудским сценаристом, а это потребует поездки в Америку и работы какое-то время там. Если фильм попадет в лист "Оскара", то придется поехать на церемонию вручения и сопереживать, сидя в зале... (Фильм выдвинут комитетом Национальной Академии киноискусств России на соискание этой премии. — Авт.).

— Вы так говорите об этом, словно не любите быть в центре внимания...

— А я и не люблю шумные, помпезные мероприятия, хотя мне приходится в них участвовать. Я не тусовщик и считаю, что в жизни каждого человека слишком мало времени для того, чтобы тратить его на перемещение между фуршетными столами и разговоры ни о чем.

"ГОД ПОСЛЕ ИНСТИТУТА ОТРАБОТАЛ ПСИХИАТРОМ"

— Какую из своих книг вы считаете наиболее удачной, если на минуту забыть об успехе "Ночного дозора"?

— Я могу выделить достаточно много произведений, которые мне нравятся по той или иной причине: "Лабиринт отражений", "Осенний визит", "Мальчик и тьма", "Спектр", "Ночной дозор". Каждая из этих книг значит для меня что-то важное — это был определенный этап жизни писателя.

— Считаете ли вы, что должно быть ограничение по возрасту, нечто вроде "Детям до 16-ти" на просмотр к "Ночному дозору", где множество кровавых сцен?

— Ограничение лично я бы определил — от 12—13 лет. Такие сцены в картине, конечно, есть, но, с другой стороны, наша жизнь изобилует более кровавыми и ужасными сценами, причем происходящими не в той, — сказочной и условной жизни,— а в реальности наших дней. Дети очень хорошо и тонко чувствуют границу между настоящей жизнью и вымыслом: беды не будет, если подросток посмотрит фильм и увидит для себя многие, возможно, очень важные вещи.

— Сколько лет назад вы пришли на литературное поприще и чем занимались до того, как стать писателем?

— Я начал писать в 18 c половиной лет, то есть полжизни назад, поскольку скоро мне будет 37. До этого я учился в школе, поступил после ее окончания в мединститут, а на первом курсе начал писать. Год после института отработал врачом по специальности "психиатр", а после ушел в литературу.

— Сергей, почему вы избрали именно жанр фэнтези: это связано с сильным впечатлением от какого-либо произведения?

— Это было связано с тем, что в детстве я очень увлекался фантастикой и наступил момент, когда мне самому захотелось писать в этом жанре. Здесь сыграли роль просто личные предпочтения. Любимыми авторами были братья Стругацкие, Азимов, Клиффорд Саймак. Во времена моей юности книги было не так-то просто достать.

— Кто из современных авторов, работающих в стиле фэнтези вам наиболее симпатичен и с кем поддерживаете приятельские отношения или все же между вами существует конкуренция?

— Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков, Логинов, Марина и Сергей Дьяченко. Отношения поддерживаю почти со всеми, потому что наша "фантастическая" тусовка очень дружная, узкая. Мы часто встречаемся на форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове и многих других городах. Мы не конкуренты друг другу, поскольку профессиональных, известных писателей не так много. Мы находимся в одной упряжке: успех одного из авторов повышает интерес к фантастике в целом.

— Я знаю, что в составе вашей семьи имеются фантастические животные...

— Состав семьи у нас небольшой: я, жена, сын и два фантастических йоркширских терьера: по поведению они похожи на удивительный гибрид между собакой и кошкой, весят меньше двух кило, а зовут их Буся и Варя — такие домашние сокращения от Бьюти-Леди и Барбарис-Блэк-Бэрри. Варя — это Бусина дочь. Варе сейчас год, а Бусе почти три. Самый младший член семьи наш сын — ему всего восемь месяцев, и для него собаки это постоянное развлечение.

В ДЕКАБРЕ АВТОР "НОЧНОГО ДОЗОРА" ПРИЕДЕТ В КИЕВ

— Вы любитель путешествовать: где вам удалось побывать за последнее время?

— Путешествую в основном по Европе. Недавно съездили с женой в Испанию, которую очень любим, побывали в Германии: наполовину деловой визит, наполовину отдых — книжная ярмарка во Франкфурте. В декабре собираюсь приехать в Киев на творческие встречи с читателями.

— Сколько нужно работать отечественному писателю-фантасту, чтобы прилично зарабатывать и какую норму писательского труда определили для себя лично вы?

— Дело не в том, сколько автор пишет в день или какое количество книг выпускает в год. Есть авторы, которые выпускают по три-четыре книги в год и при этом существуют очень скромно. Наш писательский доход напрямую зависит от тиражей, которыми расходится книга. Тираж в 10 000 экземпляров никогда не даст хорошего дохода автору, 50 000 — 100 000 тираж, от дохода которого можно жить, даже выпуская по одной книге в год. Я выпускаю в год от одной до двух книг. Если книга идет, увлекает за собой, тогда я пишу очень много — с утра до вечера.

— Насколько серьезно увеличилось ваше благосостояние, после того как вам предложили экранизировать "Ночной дозор"?

— Я не стану лукавить и говорить, что это совсем на мне не отразилось. Успех фильма повлек за собой и еще больший успех книги, что принесло, разумеется, хорошие финансовые дивиденды: скромные по западным меркам и большие по отечественным. Хотел бы сказать для начинающих авторов, что рассчитывать на огромный успех и высокие гонорары от первой книги — бессмысленно. Десять лет, как минимум, придется делать себе имя и завоевывать читателей, чтобы потом добиться успеха, финансового в том числе.

— Кто же в итоге побеждает в конце трилогии "Дозор": темные "иные" или светлые?

— Не только в книге, я думаю, что вообще побеждают светлые!