Выпуск газеты Сегодня №262 (1906) за 18.11.2004
ГОНОРАР МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ МОГ ПОТРАТИТЬ НА "ВОЛГУ"
Кстати, первая встреча композитора Дунаевского с мушкетерами произошла вовсе не в легендарной ленте "Три мушкетера" Юнгвальда-Хилькевича, а раньше — в одноименной театральной постановке начала 70-х.
— Фильм "Три мушкетера" родился из театральной постановки в московском ТЮЗе, имевшей огромный успех, — рассказал в интервью "Голубому Огоньку" Дунаевский. — А потом, через пару-тройку лет, родилась идея сделать фильм. Конечно, было много переделок, дописывали и переписывали многие номера для фильма. Например, в спектакле не было песни "Пора, пора, порадуемся" — этот хит появился только в фильме.
— Для театральной постановки тоже вы писали музыку?
— А как же. С нее то все и началось. В Киевском в театре оперетты тоже шли мои "Мушкетеры", тоже в начале 70-х. Фильм только в 79-м сняли, а до этого много спектаклей было.
— Какие песни к фильму дописали?
— Их много, около тридцати. Была дописана песня Атоса. В спектакле она тоже была, но здесь уже такая трагикомическая ария!
— Смехов так и не смог спеть песню Атоса?
— Смехов очень хотел записать ее своим голосом. Это такая песня в рок-стиле, напоминает "Пинк Флойд". И конечно он музыкальный человек, но как актер потянуть всю эту арию в таком стиле не мог, поэтому на записи спел замечательный рок-музыкант, джазовый музыкант и певец Назаров. Это, конечно, не обида, но он шутливо мне всегда об этом напоминает.
— Дубли с пробами Смехова сохранились? Может быть, их издадут к очередному юбилею фильма?
— Не знаю. У нас ведь нет пророка в своем отечестве. Мы никогда ничего не сохраняем. Мы все выбрасываем, все стираем. Когда я жил в Америке, то видел кадры Анны Павловой, представляете себе?! То есть у них все есть. Мы только говорим: "Ах, Анна Павлова", а они ее видели. По телевизору показывали ее первые кадры. Там любят себя, любят искусство и все хранят. А у нас ни черта нельзя найти. У моего отца, всенародного композитора, в архивах всего лишь минута или полторы хроники осталось и больше ничего.
— А как Боярский справился со своей ролью?
— Он очень легко работает, очень грамотный в музыкальном плане человек, в детстве в музыкальной школе учился, училище, и у него была своя рок-группа. Он, как раз, очень продвинутый человек и с ним очень легко работать.
— Вы уже знали, кому отданы главные роли, когда придумывали недостающие песни к фильму?
— Да, конечно, для меня очень важно, кто будет играть. За небольшим исключением, кроме каких-то второстепенных ролей, все главные роли, на которые пишется музыка, важны.
— В советское время сколько получал композитор вашего ранга за музыку к фильму "Три мушкетера"?
— Ну, вы знаете, я думаю, что это не плохо было совсем, просто у нас были другие соотношения цен и зарплат. По сравнению с ценами, которые у нас были в магазинах, конечно, это было совсем недурно. На эти деньги можно было купить приличный автомобиль, Волгу, например, (около 9 тыс. советских рублей — авт.). В те времена. Но я думаю, что сегодня это не соизмеримо выше, чем автомобиль Волга. Сегодня мы еще не достигли, но начинаем приближаться, как и во всем, к мировым ценам.
КСТАТИ
Кроме "Трех мушкетеров", Дунаевский пишет музыку к мюзиклу "12 стульев". Еще в работе несколько фильмов, например, сериал Юлия Гусмана "Парк советского периода". Это большая картина с элементами трагикомедии и детектива. Кроме того, в работе фильм "Опера".