1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (1906) за 18.11.2004

ПОЧЕМУ ВРУТ ЭТИКЕТКИ НА ПРОДУКТАХ

Что лучше: скоромный выбор гарантированно качественных продуктов питания, который мы имели во времена тотального дефицита, или нынешнее изобилие, щедро сдобренное всевозможной "химией": добавками, заменителями и консервантами? Вопрос спорный, но многие до сих пор ностальгируют по стопроцентно соответствующим ГОСТам "бычкам в томате" и "Докторской" колбасе по 2,2 руб.

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ

Понятно, выбор у потребителя должен быть, но выбор осмысленный, который он сможет сделать, исходя из объективной информации на упаковках и этикетках. Однако в жизни выходит так, что производители отражают на этикетках лишь то, что сочтут нужным, а все мы становимся заложниками их "коммерческих тайн". Ибо, по словам вице-президента Украинской ассоциации потребителей Александра Репетько, здесь срабатывает законодательная неувязка: с одной стороны, потребитель имеет полное право знать состав и свойства продуктов, что закреплено Законом "О правах потребителя" и Конституцией страны. Но с другой, технология производства считается коммерческой тайной, а раз так, изготовитель маркирует свой товар лишь теми данными, которые сочтет нужным.

В итоге рождаются настоящие "шедевры". Например, на упаковке твердого жира стоит название: "Смалец настоящий", однако если брикет повернуть на 90 градусов, то другая надпись расшифровывает состав содержимого как "смесь растительных жиров"; думается, в Украине никому не нужно пояснять, что смалец — это топленый свиной жир. Или еще. Надпись на лицевой стороне литровой упаковки сока гласит: "100%-ный виноградный сок", а другая, но уже менее заметная, на боковой стороне пакета уточняет, что перед нами — некая смесь "с добавлением яблочного сока". Еще хуже ситуация с молочными продуктами, на упаковках которых почти сплошь проставляется только конечный срок реализации, хотя обязательно должна быть и дата выработки. А производители мороженого приноровились вместо веса указывать объем, очевидно, в расчете, что не все хорошо учились в школе и не сразу поймут, что лакомство можно взбить до любого объема. В свою очередь, на ярлычках к колбасным изделиям часто фигурирует лишь дата фасовки, которая может произойти и через месяц после изготовления. Всего, по данным Госстандарта, до 42% продукции выпускается с нарушениями закона о маркировке.

Но часто бывает и так, что этикетки вроде бы соответствуют закону, а для потребителя — совершенно бесполезны. Так, недавнее исследование, проведенное Институтом потребителя, показало, что вместо состава продукта часто указывается лишь соответствие разным стандартам: ТУ, ДСТУ или даже международному ISO, разбираться в которых покупатель вовсе не обязан. Кроме того, в 2—3-х случаях из пяти информация на этикетках к молочным, мясным и фасованным продуктам пропечатывается столь мелким шрифтом, что без лупы ее мало кто прочтет, реклама же занимает от 8% до 17% площади наклейки.

ВМЕСТО МОЛОКА — ТРАНСГЕННЫЙ КОКТЕЙЛЬ

Выходит, потребитель остался один на один с товарами сомнительного качества, хотя в державе действуют целых два контролирующих органа — по стандартизации и по сертификации. Есть в законодательстве и вполне осязаемые карательные рычаги воздействия. В частности, за торговлю некондиционным продуктом положен штраф в размере 38% суммы, полученной от реализации всей партии. Но, как признал к удивлению присутствующих на "круглом столе" представитель "Кока-Колы" Олег Шевченко, мера эта практически не применяется, а если прецедент и случается, то страдают сами же потребители, ибо расходы на штрафные санкции торговля перекладывает на их плечи.

Плюс к тому, Украина остается одной из немногих стран, где не применяется маркировка генетически модифицированных продуктов (ГМП), хотя соответствующая законодательная норма существует уже два года! А в России таковая давно действует, и допустимая добавка ГМП составляет не более 0,9% от массы продукта. Как сообщила завсектором соцполитики Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Елена Бышева, недавно к ним обратился некий бизнесмен с предложением... изменить законодательную норму "О порядке бесплатной выдачи молока во вредных условиях работы" таким образом, чтобы вместо молока можно было выдавать людям некий "молочно-сывороточный концентрат альфа-протектор". Как выяснилось впоследствии, при его изготовлении применяются ГМП, причем делец перед тем благополучно получил "добро" от Госкомпредпринимательства, Института гигиены питания и Минздрава. Или еще пример. Когда в августе ФПУ подала в парламент законопроект "О безопасности продуктов", он вызвал сопротивление со стороны депутатов, которые потребовали внести "поправку" в трактовку самого термина безопасности, которая бы допускала "минимальную опасность". Что это, если не потакание интересам недобросовестных бизнесменов?

По мнению президента Украинской ассоциации потребителей Олега Самчишина, защитить граждан от недобросовестной информации на товарных этикетках могла бы общенациональная система маркировки свойств продуктов. Часть надписей при этом целесообразно заменить специальными символами, в том числе, с использованием евростандартов. И первый такой украинский значок уже зарегистрирован в Европе. Это — обозначение экологически чистого продукта (смотри таблицу). Дело за малым — внедрение его... у себя на родине.


КАК БОРОТЬСЯ С НЕЧЕСТНЫМ ПРОДАВЦОМ
Как быть, если вы обнаружили, что купили некачественный товар?
Во-первых, не поддаваться эмоциям, а тут же потребовать кассовый или товарный чек (его обязаны выдавать даже лоточники). С "документом" в руках предложите продавцу обменять товар или возвратить деньги по-хорошему. Если он не соглашается, вежливо уведомьте его о своем намерении "дать делу ход" и напомните, что в этом случае его фирме придется не только вернуть деньги за покупку, а и заплатить штраф. Если и тогда дипломатия не срабатывает, составьте заявление-претензию на торговое предприятие или администрацию рынка, с которым обращайтесь в Управление по защите прав потребителей. Последняя мера в таких случаях — суд, который практически всегда становится на сторону потребителя.