1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №263 (1907) за 19.11.2004

ВСЕ НА ВЕЧЕ, КНЯЗЯ ВЫБИРАТЬ!

Любая избирательная кампания в ходе своего изнурительного марафона всегда находится под прицелом самой нелестной критики как со стороны участников "забега", так и со стороны "судейства", обслуживающего это грандиозное политическое шоу. Так было во все времена и у всех народов, начиная с первых демократических реформ в эпоху античности. Как же проходили выборы в Киеве, "матери городов русских", в период феодальных взаимоотношений и развития промышленного капитализма?

ВЫБОРЫ В ДРЕВНЕМ РЫМЕ

Начнем с древних времен. Чего только не делали августейшие особы для своей рекламы! Если бы мы заглянули в мастерскую римского скульптора, то первое, что бросилось бы в глаза, — масса безголовых фигур: в сенаторских тогах, в воинских доспехах, матроны утопают в роскошных одеяниях. Оказывается, ничего здесь удивительного нет. Появляется заказчик, выбирает фигуру и садится позировать для изготовления слепка своей головы. Разумеется, средства для приобретения подобных скульптур имела только знать.

Особую активность патриции проявляли во время предвыборной кампании. Чтобы заполучить кресло в сенате, они организовывали шумные пропагандистские шоу и использовали буквально каждую пять земли для своей рекламы. Фасады домов, ограды и даже мостовые были испещрены хвалебными надписями типа: "Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиата!", "Если честная жизнь на пользу бывает, то Лукреций Фронтом чести достоин вполне!". На эти воззвания владельцы некоторых домов отвечали следующим образом: "Художник, пожалуйста, здесь ничего не пиши. Если ты все же напишешь имя какого-нибудь кандидата, то пусть он провалится на выборах и его не допустят к должности".

5000 ХЛОПАЛЬЩИКОВ ДЛЯ КАНДИДАТА

Государственные деятели не гнушались и театральными подмостками. Тот же Нерон считал себя великим артистом. Он часто выступал на сцене, и горе тому, кто не мог по достоинству оценить его "выдающийся" талант. Один римлянин был осужден Нероном лишь за то, что у него всегда было "постоянное выражение лица недовольного педагога". На всякий случай император нанимал около 5000 хлопальщиков, и они после каждого представления устраивали ему бурную овацию.

Таковы были нравы элиты Вечного города, хотя они мало чем отличались от обычаев магнатов и царедворцев, правящих в других регионах. И в другие эпохи. "Всякому городу нрав и права, всякий имеет свой ум, голова..." Эти строки Григория Сковороды можно отнести и к античным временам. Власть всегда двигала колесо истории в нужном ей направлении.

"Поглядите на людей, которые делают нашу политику. Одни из них перешли от бедности к богатству, другие — от ничтожества к почету... И чем больше клонится к закату благосостояние города, тем больше повышается благосостояние этих людей!". Так писал Демосфен в IV веке до н. э. Правильными словами апеллировал к обществу знаменитый греческий оратор. Но это не мешало ему самому иметь крупное предприятие под названием "Мастерские по выделке ножей и кроватей" где ежедневно трудились 20—30 рабов.

А известный римский сенатор Красс спекулировал земельными участками. Во время пожара он покупал за гроши горящее здание и соседние с ним, а потом перепродавал землю или строил на ней дома. Таким путем Красс сделался собственником большей части города и стал богатейшим человеком Рима.

Иначе сложилась судьба Цицерона. Он был не только грозным консулом и выдающимся оратором, а и преуспевающим домовладельцем. Но, видимо, наступили и для него черные деньки. В одном из своих произведений он жалуется: "Два моих магазина развалились. В других домах потрескались стены. Не только съемщики, но и крысы покидают их..."

"Панта рей, — говорил Гераклит. — Все течет, все меняется". "Сегодня ты пан, а завтра — пропал", — мыслил временно избранный правитель, сидя на своем шатком троне. И если под этим троном не было прочного финансового фундамента, он мог рухнуть в любую минуту. Впрочем, вокруг императорского трона в Риме тоже творились невероятные истории. В 193 году до н. э. преторианцы, нуждаясь в деньгах, решили устроить своеобразный аукцион: кто внесет более солидную сумму в кассу императорской казны, тот и утвердится на почетном месте избранника верховной власти. Охотников нашлось много. Первым был Сульпициан, вторым — сенатор Дидий Юлиан. Сульпициан для такого дела не пожалел и восьми миллионов, но стоявший рядом Юлиан заявил, что он жалует каждому солдату по шесть тысяч двести пятьдесят динариев, что в общей сложности составляло тринадцать миллионов! Судьба трона была решена.

ВСЕ НА ВЕЧЕ!

Рим пал, пришла в упадок империя Карла великого. Тогда на политической арене появляется новая сила — славяне, которые постепенно переходят к государственной форме правления. Наши далекие предки имели так же свой орган демократии, которым было Вече или народное собрание. По своей демократичности Вече превосходило греческую демократию. Вече собиралось в каждом городе славянского мира, а в последствии — и Киевской Руси.

В Киеве за всю его историю летопись сообщает только о четырех собраниях народа. Вече чаще всего пыталось ответить на весьма разнообразные вопросы. Так первое собралось в 968 году, когда город осадили печенеги, а князь Святослав Игоревич отсутствовал. Нужно было решить: сдаваться или нет. Вовремя подошедший воевода Претич спас город от захвата и снял осаду.

При Владимире и Ярославе Мудром Вече не собиралось — видно, авторитет князей вызывали доверие у электората. Но спустя почти 100 лет Вече выступило как политическая сила. В 1068 году Вече постановило изгнать из города князя Изяслава Ярославовича, потерпевшего поражение от половцев, и поставило на киевский стол Всеслава Полоцкого.

Спустя год, Вече сняло Всеслава и вернуло власть Изяславу Ярославовичу. В 1113 году, несмотря на решение Любечского съезда, отдавшего киевский стол Святополку Изяславовичу, Вече пригласило править Киевом Владимира Мономаха. Это приглашение было не совсем приемлемым для князя, но желая Владимира, киевляне начали громить дворы Святополковых чиновников. Дабы прекратить восстание Мономах принял приглашение и стал правителем Киева. Тогдашние киевляне не ошиблись: правление Мономаха было одним из самых стабильных в преддверии княжеских междоусобиц. В начале XIII века Вече собиралось в северных землях и часто служило еще одним инструментом в межкняжеских разборках.

Высшей государственной властью на территории Киевской Руси обладал князь. Он являлся одновременно и главой державы и главнокомандующим войсками. В администрацию князя входил огромный штат посадников, тысяцких, мечников, сотских. В их руках находились основные материальные ценности, в частности, земли, поместья, финансовые рычаги. Не были обделены и купцы, ростовщики, военная знать — они тоже пользовались всеми благами "процветающего" феодализма.

ИНОГДА ДОХОДИЛО ДО ДРАК

Что касается трудового народа — челяди, ремесленников, мелких торговцев, то они влачили жалкую жизнь, о чем красноречиво свидетельствуют строки из литературного памятника XI столетия "Слово о богатом и убогом". "Ты же ешь гусей, курей, рыбу, голубей и другие лакомства, — обращается автор к богатому, — а убогий хлеба не имеет, чтобы чрево свое насытить. Ты же, облачившись, ходишь в дорогих тканях и мехах, а убогий рубахи не имеет на теле. Ты же обитаешь в роскошном доме, а убогий не знает, где голову ему преклонить..."

Но наступали такие исторические моменты, когда все слои населения в едином порыве объединялись вокруг княжеского престола, чтобы самолично решить проблемы в сфере государственного устройства. Это происходило на знаменитых Вече, которые, как правило, устраивались на площади перед стенами Софийского собора и пользовались огромным влиянием на исход частых конфликтных ситуаций между верхушкой феодалов и верховной властью.

Низы были слепым орудием в руках власть имущих. Крупное боярство мастерски манипулировало массами, убирая неугодных им князей, предлагая новые кандидатуры, и беспрепятственно проводило выгодную им политику. Но не всегда "игра" проходила по предложенному сценарию "сверху". В таких случаях толпа выходила из-под контроля — доходило до мордобоя и даже убийств.

Катастрофа Киевской Руси и почти полное ее завоевание кочевниками привели к исчезновению Вече. Новые хозяева не были против народных собраний, но они практически не собирались. Дело в том, что политический центр Руси переместился в Орду, князья назначались, законы вводились независимо от народного волеизъявления.

К моменту отмены Вече в северной Руси Киев, постепенно освободившись от влияния Орды, попал под Польшу. В конце XV века город получил от короля Ягайла Магдебургское право, которое закрепляло право горожан на самоуправление, налоговый, судебный иммунитеты, а также льготы в торговле и производстве.

КИЕВЛЯН ПОДКУПАЛИ И СПАИВАЛИ

Прошли века. К XIX столетию Киев превратился в тихий губернский город с зачатками демократических преобразований. Была создана Городская дума, которая и стала распорядительным органом. Гласные думы избирались на четыре года, но особым рвением к службе не отличались: с избирателями не общались, заседания не посещали. "Дело дошло до того, — писал историк Еремеев, — что вынуждены были посылать, кроме обыкновенных повесток, пригласительные письма, и, как за всем этим не собиралось иногда и третьей части, то посылали нарочно к некоторым близ живущим гласным пожаловать в собрание думы, дабы это собрание могли считать состоявшимся."

Как же на это реагировали местные избиратели? Согласно документам, в 1870 году в избирательные списки было внесено 3222 лица, но явилось лишь 530 (16%), на выборах 1879 года списки достигли уже 4157 лиц, но пришли только 692 избирателя (16,6%). Интересно, что общее количество избирателей составляло 3,2% всего населения Киева. Из них 57,7% — домовладельцы и 42,3% — торговцы. Следует заметить, что право избирать в думу получали лишь те киевляне, которые платили налоги. Вот что писала пресса о текущих избирательных кампаниях: "При выборе гласных проявляется стремление подготовить голоса для проведения тех или иных кандидатов в должность городского головы и членов управы. Такие выборы вносят в общество глубокую деморализацию" ("Киевлянин",1879.)

Как видим, вместо демократизации получили... деморализацию. Критика, исходящая от средств массовой информации, так и не "оздоровила" избирательный процесс в граде над Днепром. Ибо о выборах в думу 1887 года узнаем более шокирующие подробности: "Общественная вакханалия, называемая выборами, или иначе — школа общественной безнравственности — убедила всех в полной несостоятельности принципа городского самоуправления. Собирание доверенностей, спаивание, даровое угощение избирателей, клевета практикуются наиболее низменными хищническими элементами, проходимцами, одерживающими верх". ("Киевское слово", 1887).

Страсти накалялись. Причем, взаимные выпады исходили от всех курий. А их в городе насчитывалось три, и делились они по количеству налогов, уплачиваемых в казну. В первую курию входило наименьшее число избирателей — это были самые богатые слои населения. Третья же охватывала наибольшее количество избирателей, которые платили небольшие налоги, но общая сумма их равнялась размеру налоговых платежей избирателей, входивших в первую и вторую курию. А вот трудящиеся массы, не владевшие недвижимым имуществом, вообще от участия в выборах отстранялись. Отсюда, видимо, и пошла пословица: "Паны дерутся, а у мужиков чубы трещат".

Сегодня мы имеем равные возможности сделать свой выбор в обустройстве будущего Украины. И это у нас обязательно получится, если мы откажемся от взаимных упреков и обвинений. Ведь нас так много. И таких разных. А Родина у нас — одна.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Мы привыкли голосовать, бросая в урны листочек, где ставим напротив понравившегося кандидата галочку. Древние греки и славяне голосовали иначе. Было несколько способов. Один из самых распространенных — поднятие рук. В древней Спарте было принято выбирать вождя криком: за кого громче прокричит толпа, тот и победил. А вот выбор камешками (белые и черные) чаще всего использовали, когда нужно было определить, изгонять человека из города или нет: количество брошенных белых и черных камней решало судьбу человека. Во время древних вече люди просто дрались, разделившись на два лагеря: кто победит, тот и прав.