1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №264 (1908) за 20.11.2004

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОУЧАСТВОВАЛ В ИНДИЙСКОЙ СВАДЬБЕ

Только здоровому и выносливому человеку место на настоящей украинской свадьбе. Ведь всем известно, с какой целью наш народ ходит на подобные мероприятия — поздравить новобрачных, само мобой . А еще— вкусно покушать и посоревноваться, кто больше выпьет. Зачастую чествования молодоженов превращаются в недельные загулы — "чтобы было, что вспомнить". На индийскую свадьбу я отправлялся, движимый скорее спортивным интересом и давней любовью ко всему, что связано с бывшей английской колонией, чем какими-либо низменными инстинктами. Спасибо женскому клубу при посольстве Индии в Украине.

Свадьба у индусов именуется не очень звучным словом "Вивах", и утомляет не обилием еды и алкоголя, а необходимостью соблюсти огромное количество ритуалов, во многие из которых вовлечены гости. Обычное явление, когда их количество достигает пяти тысяч человек, а сама церемония бракосочетания длится несколько дней — не считая последующего пиршества.

На киевской свадьбе народу было, конечно, поменьше, да и невесту доставили не на слоне, а на обычной машине, попавшей, к тому же, в пробку. У входа каждому из гостей сандаловой пастой на лбу был нанесен тилак — священный знак, означающий содействие. Такой же тилак, только с помощью красного порошка куркумы был нарисован на лбу отца и брата невесты. Надо сказать, отмывается этот тилак с большим трудом, причем маленькая и безобидная поначалу точечка почему-то имеет тенденцию расплываться, тем самым пачкая половину лица — в итоге под конец вечера физиономией я напоминал больного ветрянкой.

Не лучше, признаться честно, выглядела и невеста — на ее руках и ногах заботливые подруги хной вывели затейливые узоры — мехнди. Эти загогулинки, оказывается, символизируют силу любви в браке, причем, чем темнее и насыщеннее цвет, тем прочнее должна быть связь между влюбленными. Судя по нашей девушке, узы будут прочнее некуда — зрелище было несколько жутковатым.

Жених же, по всем правилам, должен был прискакать на украшенном цветами коне, но и он уступил традициям. Молодой человек в чалме и длинной рубахе — сари — прибыл своим ходом в сопровождении родственников и друзей, которые по ходу устраивали совершенно буйные и разнузданные танцы — наверное, так должны танцевать и выглядеть люди, свихнувшиеся от счастья. Жених, к его чести, держал себя в руках и не впадал в экстаз раньше времени, поскольку его еще ожидала официальная процедура знакомства с семьей невесты, которая называется милни. Мать невесты (кстати, родители девушки, как того требует обычай, берут на себя все расходы по проведению свадьбы) в знак приветствия вешает зятю на шею гирлянду из неизвестных мне желтых цветов, рисует ему все тот же тилак и угощает малюсеньким пирожным и съедобным тропическим растением бетелем. Гости тем временем разошлись не на шутку и свои непрекращающиеся ритуальные танцы стали сопровождать пронзительным посвистыванием — причем все до единого, клянусь, были до неприличия трезвы.

Теперь наступает время затаить дыхание и наблюдать за самым главным и ответственным моментом. Жених и невеста обмениваются очередными гирляндами и направляются к алтарю (мандапу). Священник с подозрительно славянской внешностью просит божьего благословения для пары и обращается к духам предков молодоженов с просьбой оберегать их от несчастий. Невеста тут же кормит суженого йогуртом и медом — это символ свежести и девственности.

Отец девушки тоже занят делом. Он разливает по полу освященную воду, что означает его согласие отдать дочь в жены, а затем просит у зятя пообещать ему, что тот поможет девушке в достижении трех самых важных целей: Дхарма (то есть просвещать жену в вопросах религии), Артха ( быть хорошим хозяином) и, само собой, Кама (неустанно исполнять супружеский долг). Слегка напуганный и сбитый с толку жених три раза повторяет свое обещание и недоверчивый отец невесты наконец верит бедному юноше.

Мой тилак к этому времени уже начал давать обильные подтеки, поэтому смысл дальнейших действий участников церемонии стал ускользать. Молодожены неистово молились богам, ходили вокруг ритуального огня и что-то пели друг другу. Потом мне объяснили, что эта церемония называется Саптапади (семь шагов) и что эти самые семь шагов делают супругов друзьями. В завершение жених высыпал на голову пригоршню некоего красного порошка, который в Индии служит отличием замужней женщины. Порошок попал на мокрые от слез счастья щеки девушки, от чего та стала выглядеть совсем запредельно. После ааширваада — благословения родителей — неожиданно наступило время… десерта.

Лично мне досталось что-то вроде сахарного шарика и некая смесь, по вкусу отдаленно напоминающая халву. Примерно эти же кулинарные изыски вкушали и все остальные, включая новобрачных и их семьи.

Жаль, что все было понарошку — свадебная церемония была всего лишь инсценировкой, хотя жених и невеста действительно оказались супругами, не первый год состоящими в законном браке. Они признались "Сегодня", что никогда не были на украинской свадьбе, но считают, что наверняка она мало чем отличается от индийской. Я не стал их разочаровывать.


В ТЕМУ
Красные браслеты означают, что девушка выходит замуж — их носят в течении месяца после свадьбы. Бусы на шее невесты называются Мангал Сутра Дхарна. Как и на остальных украшениях, на бусах изображены боги Вишну и Шива. Брачное ожерелье "тали" невеста обязана носить всю жизнь.