1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №266 (1910) за 23.11.2004

ОБОИ ЛЕЧАТ ИЛИ... КАЛЕЧАТ ПСИХИКУ

Смена обоев — самый простой и относительно недорогой способ радикально изменить настроение и имидж любого помещения, будь то городская квартира, дача или офис. Тем более, что современный выбор настенной "мануфактуры" в состоянии удовлетворить самое богатое воображение. Но разобраться в нем и принять единственно правильное решение не так-то просто.

ПОЛОСКА ПОДНИМЕТ, РОМБЫ РАСШИРЯТ

Прежде чем отправляться за обоями, хорошенько продумайте и определитесь, что, собственно, вам хотелось бы смоделировать в подлежащем отделке помещении — то ли игру форм и цвета в стиле модерн, то ли шикарный салон а-ля графиня де Помпадур, а может быть, романтику странствий или строгий черно-белый минимализм, способный приводить мысли в порядок. Обои чрезвычайно важны: они или лечат, или калечат психику. Следуя простым рекомендациям, можно избежать не только дискомфорта от раскраски помещения, но даже угрозы развития клаустрофобии.

Прежде всего, учтите размеры комнаты. Для больших площадей и высоких потолков уместнее насыщенные тона и крупный рисунок, для малых — наоборот, светлые тона и мелкие изображения. Для спален и кабинетов предпочтительнее холодная гамма, для детской — теплая, но тона не слишком яркие, лучше желтые или персиковые. Многие современные дизайнеры с успехом применяют контрастное зонирование, особенно в помещениях, вытянутых в длину. При минимальной высоте потолка подбирайте обои с вертикальными полосами: они его зрительно приподнимают, а узор в виде ромбов расширит узкую комнату.

Самая непритязательная и дешевая "одежка" для стен — простые бумажные обои, чаще всего отечественного производства, цена которых колеблется в пределах 7,5—10 грн. за рулон. Но если 20—30 лет назад за таким товаром выстроилась бы очередь, сегодня даже интересоваться таким многие считают зазорным. А зря, основные недостатки, которыми отличались их предшественники (непрочность, боязнь влаги, грязи и света), давно устранены, так что с их помощью можно скромненько и со вкусом оформить комнату или прихожую за каких-нибудь 60—80 грн.

Более солидный вид имеют так называемые дуплексные и триплексные обои, то есть, изготовленные из двух и более слоев склеенной или спрессованной бумаги. На их лицевой поверхности методом тиснения или наполнения (древесными или хлопковыми волокнами) образуется рельефная текстура, имитирующая дерево, рогожку, плетенку, шелк или эдакий художественный "набрызг". Кстати, сведущие люди утверждают, что эффект "растресканности" стенового покрытия придумали простые советские маляры. Они намазывали стену клеем, и посыпали ее... геркулесовой крупой. А когда масса подсыхала, сверху наносилась краска. Дуплексы и триплексы тоже относительно недороги: 10—20 грн. за рулон, но благодаря повышенной плотности, намного удобнее в работе и подходят даже для плохо подготовленной поверхности, так как хорошо скрывают мелкие дефекты. В основном они применяются в помещениях с низкой влажностью и загрязненностью: спальнях, детских, кабинетах, поскольку допускают только легкую влажную чистку.

КАЖДЫЙ ГОД В НОВОМ ЦВЕТЕ

Обои с покрытием из поливинила появились на нашем рынке сравнительно недавно. И сразу завоевали, надо признать, заслуженную популярность благодаря своей прочности, устойчивости к воде и свету, но главное, — тому удивительному разнообразию фактур и цветов, которые позволяет создавать этот пластичный полимер. Он способен до мельчайших подробностей сымитировать как шикарную шелковую драпировку, так и древнюю венецианскую штукатурку. Иногда высказывается мнение, что он якобы вреден для здоровья и ухудшает микроклимат в доме. На самом деле виниловый слой пронизан множеством мельчайших пор, свободно пропускающих воздух, так что стены под такими обоями "дышат" не хуже, чем под бумажными, а сам винил химически нейтрален.

В зависимости от материала подложки (бумага или флизелин) и плотности полимерного покрытия (тонкий или вспененный винил) эти обои можно применять в любых помещениях, вплоть до ванной. По условным обозначениям определите их стойкость к внешним воздействиям: "две волны" — моющиеся, "три волны" — то же с применением моющих средств, есть даже моющиеся щеткой. Чувствительность к выцветанию обозначена солнышками: половинка — средняя стойкость, целое — хорошая, солнышко с плюсом внутри — высокая, два солнца — превосходная. Цена варьируется от 26 до 70 грн. за рулон отечественного производства и от 30 до 180 грн. — за импорт. Для сравнения: цена "венецианской штукатурки" вместе с работой — от $40 до 200 за кв. м.

Но надо учитывать, что обои на бумажной основе требует соблюдения определенных правил. В частности, намазанное клеем полотно нельзя передерживать, так как оно деформируется и рвется. Зато с флизелиновыми работать — одно удовольствие, ибо они не поддаются ни растягиванию, ни усадке. Благодаря этому свойству их можно клеить даже горизонтально. Комбинируя фризы с вертикальной наклейкой сочетающихся по цвету обоев-компаньонов, добиваются исключительного эффекта.

Все виды виниловых обоев объединяет важная особенность — их можно красить (до 10—12 раз без нарушения рельефа) латексными, водоэмульсионными или акриловыми красками. И с помощью окраски легче всего реализовать тематическое зонирование. Так что если вы решили купить именно такие обои, то целесобразнее (и дешевле) остановиться на белом полуфабрикате. Окраске подлежат и стеклообои, идущие по 115—120 грн. за 10-метровый рулон. Они такие же прочные и удобные в поклейке, как флизелиновые, но отличаются повышенными износо- и огнестойкостью, но отодрать их от стен крайне трудно, поэтому они больше подходят для офисов или дач.

Ну а те, кто не стеснен в средствах, могут позволить себе шикарные тканевые, фетровые или металлические обои. Первые стоят $30—35 за рулон, из натурального шелка — порядка $100 за погонный метр, фетровые — "всего" в $13—18, "металл" — $25.


И КТО ЭТО ПРИДУМАЛ
В средневековой Европе сырые стены замков утепляли и украшали коврами и шкурами животных. Однако такое "покрытие" было дороговато даже для французских королей, и при переезде из замка в замок им приходилось возить за собой один и тот же комплект ковров. Когда появилось паровое отопление и проблема сырости в больших помещениях была решена, стали применять более дешевое покрытие — сначала шелковые, затем — хлопчатобумажные обои. В начале XVI в. изобрели бумагу и до XIX в. обои изготавливали отдельными листами и раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи особых форм — "манер". Тогда же голландец Херман Шинкель изобрел обои "под ковер": очески крашеной шерсти разбрызгивались по бумаге, покрытой влажным лаком, что создавало иллюзию ковра. В 20-х годах XIX в., когда во Франции изобрели бумагоделательную машину, обои уже стали выпускать в виде полотнища любой длины.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Чтобы не было разнобоя в цветах, покупайте обои только из одной партии (это можно определить по номеру серии).
Лучше берите на 1—2 рулона больше, на случай брака при поклейке. Если они не пригодятся, реализаторы, как правило, соглашаются принять их обратно в течение определенного времени: о сроке возврата надо заранее договориться.
Клеить обои начинают от окна. Первую полосу на каждой стене надо выровнять по отвесу, а дальше "плясать" от этого полотнища.