1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (1911) за 24.11.2004

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ НАИВНЫХ БУРАТИНО

Полученное читателем и перенаправленное нам письмо из серии "мы совершенно бесплатно хотим вас обогатить" вызвало в памяти слова волка из мультика "Жил-был пес": "Шо, опять?!" И все же мы решили рассмотреть наиболее интересные ноу-хау сего многостраничного опуса, чтобы предостеречь других от участия в новоявленном "лохотроне".

ЗАВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Начало письма стандартное: поздравляем, вы (сами того не зная. — Авт.) участвовали в отборе и успешно прошли два первых этапа, получив большой шанс выиграть 100000 грн. и суперприз — автомобиль. Далее для пущей убедительности идет масса привлекающих внимание подробностей типа "вы стали обладателем сразу шести номеров, на каждый может выпасть любой из призов, включая первый приз финала в 100000 грн.", "уникальный шанс" и т. д.

"Прохождение этапов", обладание шестью номерами ни о чем не говорят. Даже если допустить, что это так, неизвестно, сколько еще человек стало обладателями шести, семи, восьми и так далее "счастливых" номеров и сколько всего людей участвует в лотерее: если их всего тысяча, ваши шансы на победу не превышают 0,6%.

Идем дальше. Помимо розыгрыша 100 тыс. грн. и еще тысячи поощрительных призов (каких — не сказано, а значит, это вполне могут быть какие-нибудь зубочистки или подобная мелочь. — Авт.), вам предлагают поучаствовать в розыгрыше суперприза финала — автомобиля, фото которого прилагается. Для убедительности даже просят решить задачку для трехлетнего ребенка: найти на одной из двух картинок машину, номер которой совпадает с номером, выбитым на "золотом ключике" — алюминиевой анодированной штамповке, прилагаемой к письму. Надо ли говорить, что вам предлагают побороться не за "жигуленок" ценою 45000 грн., а за "Опель", стоящий почти вдвое дороже. Следующий шаг: два конверта с надписями "да" и "нет". Один из них по вашему выбору надо отправить по почте на заранее указанный адрес, причем доставка якобы уже оплачена. Только в этом случае с вами будут иметь дело дальше. "Да" — и вы посылаете "для регистрации свои купоны финалиста, гарантирующие... шесть шансов выиграть первый приз в 100000 грн. или один из 1000 поощрительных призов". Причем участвовать в розыгрыше авто вы сможете только в том случае, если сделали это в течение недели с момента получения письма.

И тут самое главное: сказав "да", вы соглашаетесь получить отнюдь не авто, а всего лишь "медицинский справочник "Домашний доктор" по СПЕЦИАЛЬНОЙ (?!) цене в 79 грн." Предоплата при этом не требуется. Ну а если данный справочник вам и даром не нужен, отправьте конверт с надписью "Нет", все равно вам обещают, что шансы выиграть сотню тысяч остаются, а вот возможность стать обладателем автомобиля — увы, нет.

НЕЗАКОННО И... НЕНАКАЗУЕМО

Как говорил старый опытный прапорщик из фильма "В зоне особого внимания", "...во всей этой декорации есть одна настоящая штука". В той ситуации речь шла о телефонном проводе, ведущем от ложного к реальному командному пункту условного противника, который искали десантники, в нашем случае — об упомянутом справочнике "Домашний доктор". Дабы заставить клиента выложить за него не очень большие, но совершенно безумные как для такой книжонки деньги, и устроен весь этот "цирк" с тысячей призов, суперпризом и автомобилем. Конверты с надписью "нет" сразу будут отправлены в корзину. Тем, кто ответил "да", через какое-то время придет письмо наложенным платежом, которое надо будет выкупить на почте. В нем и окажется брошюрка с советами, скорее всего, скачанными с интернет-сайтов, либо переписанными из других книг. Цена ей — от силы пятерка, то есть, прибыль организаторов "лохотрона" составит до 1400% с учетом расходов на оплату писем и полиграфию. Очевидно, что при этом автомобиль, 100 тыс. грн. или хотя бы поощрительный приз вы можете ждать "до бесконечности".

А если побороться за справедливость? По закону "О защите прав потребителей" вы имеете право возвратить книгу и получить обратно деньги. Но сделать это в данном случае практически невозможно. Адрес отправителя — абонентский ящик, а по закону для возврата денег необходима квитанция о том, что товар у вас приняли. У кого ее можно получить, неясно. Обратиться в милицию с жалобой, что вас обманули? Но с точки зрения юриспруденции, здесь все честно, поэтому в возбуждении против жуликов уголовного дела по факту мошенничества вам наверняка откажут. Почему?

Если взглянуть на присланные вам бумаги глазами юриста, выходит, что фирма вам предложила: бесплатно поучаствовать в розыгрыше призов и автомобиля и купить у нее некий справочник. Вы добровольно согласились на оба предложения и в результате ничего не выиграли? Ну, не повезло. Вас обманули, подсунули не то, что вы хотели? Так воспользуйтесь своим правом потребителя, верните товар и получите обратно деньги. Круг замкнулся...


БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
В США существует компания, специализирующаяся на массовой подписке читателей на выпускаемые ими "наукообразные" журналы и сборники. Ею разработаны специальные технологии распространения подобной литературы. Тексты рассылаемых писем построены таким образом, что люди читают в них то, что что хотят прочесть, а не то, что написано на самом деле. Ведь шанс выиграть и выигрыш — далеко не одно и то же. А денежки за "макулатуру" уже уплачены, что и требовалось доказать. Похоже, это ноу-хау добралось и до нас.