1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (1911) за 24.11.2004

ЕВГЕНИЙ МАРГУЛИС: "В СТУДИИ Я ОЧЕНЬ НЕСНОСНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

В пятницу, 26 ноября, на сцене Дворца "Украина" — "Машина времени". В преддверии концерта "Сегодня" побеседовала с Евгением Маргулисом.

— Кого вы считаете своими учителями?

— Конечно же, "Битлз"! Если бы не "Битлз", я бы, наверное, гитару в руки не взял никогда. Захотелось им подражать. А из отечественных музыкантов, пожалуй, учителей у меня нет. Я в детстве учился музыке, — меня сдали в школу на скрипку — но музыкантом стать не хотел. Спустя год скрипка надоела мне до безумия! Дома было фортепиано, и я пытался на нем что-то поиграть. Я до сих пор не умею играть на фортепиано. И желания не испытываю до сих пор. У меня была масса каких-то увлечений в детстве: хотел стать и врачом, и летчиком, и космонавтом, и еще Бог знает кем. Хотя я услышал "Битлз" очень рано, в 1963 году, когда учился в первом или во втором классе, и они как-то так "дали мне по башке", но гитару я в руки не взял, это случилось гораздо позже, лет в пятнадцать.

— У вас есть какие-либо особые требования к текстам?

— У меня мама — преподаватель русской литературы, и я могу различить, где плохой, а где хороший текст. Я никогда не буду петь плохие тексты, пытаясь облечь их в хорошую музыку. Тексты имеют значение, но, опять же, в определенных прослойках публики. Потому что есть популярные молодежные команды, у которых совершенно зверские тексты и совершенно зверская музыка, а народу это нравится... Всегда и везде существуют прослойки. У интеллектуальных артистов — Боба Дилана, Питера Габриэля, Стинга — своя аудитория. Есть Ри Кастли — очень хорошая музыка, но поет Бог знает о чем. У "Машины времени" уже сформировалась своя публика, которая уже к чему-то привыкла. Если бы мы выехали в какую-нибудь деревню, где ни разу не видели и не слышали "Машину времени", я думаю, нас бы побили, потому что они не поняли бы ничего!

— Вам свойственно не сливаться с толпой, не петь о любви или о политике, когда все об этом поют.

— О любви я никогда не пел, да и о политике, пожалуй, тоже. Вернее, это не совсем так. Было интересно спеть что-нибудь из ряда вон выходящее, когда за это давали по шеям. Я на протяжении последних лет шестнадцати уже вообще никакие тексты не пишу. Мне лень. Просто есть люди, которые умеют это делать лучше. Мне намного приятней писать, например, с Валеркой Сюткиным, потому что мы поем о жизни. А тексты Андрея Макаревича — я не считаю и не считал никогда, что они замечательные.

— Как вам кажется, стоит ли оценивать музыку посредством различных конкурсов?

— Конкурсы — это чисто эстрадное явление. Эстрадные певцы, певицы и команды собираются, что-то там поют. Не знаю, насколько все это у них получается. К тому же у нас необъективное жюри. Допустим, сидит председатель какой-то биржи, композитор, который написал какое-то произведение в 1812 году, пара каких-то кинокритиков. Ну и что они могут решить?! У кого "ля-диез" лучше? Бред собачий!

— Вам повезло с талантом?

— Повезло... Даже несмотря на то, что я по жизни очень ленивый человек. То есть я никогда рогами не упирался, чтобы что-то сделать. Делал все спокойно, и что-то получалось. Открою секрет: для написания вещи я никогда не трачу больше десяти минут.

— Евгений, почему Макаревич пригласил в "Машину времени" именно вас — в очередной раз, вторую гитару?

— Наверное, потому, что я талантлив.

— А как это произошло?

— Случайно. Я к этому моменту работал один, практически бездельничал, распустил "Шанхай", потому что на тот отрезок жизни он мне безумно надоел, и была 21-я годовщина "Машины времени". Я приехал с гастролей, мне Андрюшка позвонил, предложил поиграть песен пять-шесть, если делать нечего. Поплевав на руки, сразу же вспомнили вещей тридцать, вышли, сыграли три концерта, и после этих концертов подошел Макар и сказал: "Слушай, может, давай поиграем?" — "Ну, давай поиграем". Друг другу мы вроде бы не мешаем, творчество наше никак не перехлестывается, и если еще что-то получится вместе, то почему бы и нет.

— Многие музыканты пытаются самореализоваться на Западе. Что вы думаете по этому поводу?

— Подготовка наших музыкантов по сравнению с тамошним уровнем очень слабая. В принципе, как и во всем. Ни у кого еще на Западе ничего не получилось! Ни у кого! Потому что играть в ресторанах там — лично у меня нет никакого желания. Я и здесь это не практиковал.

— Ваша любимая духовная пища?

— Вы знаете, вот раньше я очень много читал, а сейчас перестал это делать. Не знаю почему. Но еще духовная пища — это общение с моим сыном. У меня умный сын, и большую часть времени я посвящаю ему. Мне нравится быть отцом.

— Вы не пробовали свои силы в чем-то помимо музыки?

— Я умею копать, умею красить заборы... Но мне это не интересно. Мне нравится участвовать в авантюрах. Например, в такой авантюре как спеть "Гимн Советского Союза".

— Что такое нормальный отдых для вас?

— Ну, что такое нормальный отдых? Выезд куда-то со всевозможными "разлюля-малинами"? С байдарками, самолетами, с пафосом, с пушками? Если я устал, то могу лечь на диван, полежать минут пятнадцать, включить радио. Иногда люблю почитать что-то из старенького. Из нового ничего достойного не попадалось, а фантастику и — особенно! — детективы с детства терпеть не могу. Поэтому копаюсь в своих антиквариатных книжках. "Антиквариатных" — не в смысле изданных в прошлые века, а то, что я уже прочел и очень люблю. Еще занимаюсь детенышем... Либо хватаю гитару, что-нибудь намурлычу и брошу гитару. Или в гости к кому-нибудь смоюсь. У меня масса друзей. Не товарищей и приятелей, а действительно друзей. С приятелями я стараюсь общаться только по телефону.

— Если у вас что-то не получается, нервничаете?

— В зависимости от ситуации. Если к тому моменту потрачено много сил и что-то не получается, я бешусь! В студии я очень несносный человек. А если не получается, не успев начаться, то и черт с ним!

— Если бы вы стали всесильным, что бы сделали?

— Я бы сделал контору типа музыкального агентства. В нормальном понимании этого слова. Во всем мире существуют такие точки. Тот же самый Фрэнк Заппа — гениальный совершенно человек, прославился тем, что рыскал по всей Америке, по всему миру, выискивая талантливые команды, делал им промоушн.

— Вам повезло в жизни?

— Да.

— В чем?

— Во всем! Вы понимаете, я себя не отношу к категории людей, которые всего достигают задницей. Все, что делаю, я делаю легко!