1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1913) за 26.11.2004

ДЛЯ ЗАПОРОЖСКОЙ БРИГАНТИНЫ, ХОТЯТ ПОСТРОИТЬ МУЗЕЙ

Поднятая у берегов острова Хортица (Запорожье) возле Наумовой скалы из подводного мира старинная бригантина, которая пролежала на дне Днепра более 250 лет, подвигла людей на создание музея Судоходства и судостроения Украины (возможно, он будет называться как-то иначе). Дело в том, что кроме старинного судна и поднятой ранее чайки, есть под водой и другие бесценные объекты, которые сохранились намного хуже, их тоже будут поднимать.

Как рассказал "Сегодня" руководитель экспедиции подводных исследований Валерий Нефедов, городские власти уже идут навстречу исследователям и "подводникам", идея создания нового музея обсуждается и, похоже, завладевает "массами".

Валерий Нефедов говорит, что на момент нашего разговора днище и левый борт бригантины, уцелевшие на речном дне, уже укреплены на "колесном" стапеле, с помощью которого с территории пристани карьероуправления ценность будет оттранспортирована в реставрационный павильон конного театра "Запорожские казаки". Там ею продолжат заниматься специалисты. Первичную порцию консервантов деревянная "афродита" уже получила. "Детали бригантины, которые отделились, и те, что можно было снять, тремя грузовиками уже переправлены к месту консервации, — уточнил Валерий Вячеславович. — Возникает много технических сложностей с переносом основной части судна, но мы с ними справимся, как справились со всеми предыдущими, когда бригантина находилась под водой".

Как "Сегодня" сообщала, в районе острова Хортица, в старом русле Днепра (остров делит реку на два — старое и новое — русла) в феврале начались подводные работы по подъему на поверхность бригантины XVIII века, найденной в донном грунте и недавно они были завершены. Основная роль в спасении боевого плавсредства принадлежит общественной организации "Запорожская бригантина" под президентством известного российского музыканта и любителя подводных впечатлений Андрея Макаревича. Чтобы извлечь отдельные части судна, которые "засосало" в донный ил, порой на глубину 5 м, специалисты воспользовались гидроэжектором — своеобразным "подводным пылесосом". Методику подъема "откатали" на чайке: под корпус бригантины, древесина которой размягчилась под водой, подвели специальный 19-метровый стапель, на котором судно и подняли.